ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ
Всем нам хочется иметь много друзей, нравиться окружающим нас людям, производить на них приятное впечатление. И для этого вовсе не главное обладать внешней красотой, быть красиво и модно одетым. Как не является главным и умение рассказывать множество интересных историй, анекдотов и т. д. Искусство нравиться людям заложено где-то внутри нас самих и оно вырабатывается годами и упорным трудом. «Относись к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы другие относились к тебе», — говорят мудрые люди. И это основное правило, которому должен следовать каждый, кто хочет быть желанным гостем в любой компании, в любом доме.
Умение благожелательно относиться к людям играет, конечно же, очень важную роль в жизни каждого человека. Но в искусстве общения очень большое значение имеет умение правильно себя вести. «Сама добродетель может оскорблять, если она соединяется с отталкивающими манерами», — утверждал Н. В. Шелгунов. Можно не обладать большим умом, не иметь каких-то уникальных способностей, не быть очень общительным, не отличаться особой красотой, но при этом вызывать симпатию окружающих. Ф. Честерфилд говорил: «Если ты обнаружил, что незаметно для себя проникся симпатией к человеку, у которого нет ни высоких достоинств, ни каких-либо выдающихся талантов, задумайся над этим и проследи, чем именно человек этот произвел на тебя столь хорошее впечатление, и ты увидишь, что это приятность манер, обходительность и уменье себя держать». Обычно людям нравятся те, кто проявляет к ним искреннее внимание, умеет выслушать, понять, посочувствовать или порадоваться вместе с ними. Каждый из нас испытывает такую потребность во внимании окружающих. Поэтому, если хочешь, чтобы тебя любили, чтобы к тебе относились внимательно, люби, цени окружающих, будь доброжелателен к ним, проявляй искреннее участие к их бедам и радостям. Но всегда соблюдай меру, потому что в жизни каждого человека бывают моменты, когда он хочет, чтобы его оставили наедине, чтобы ему не навязывали своего чересчур активного внимания. Умение разглядеть, понять, где проходит граница между вниманием и навязчивостью, чувство такта и является одной из главных особенностей вежливого человека.
Наверное, каждый из нас не раз замечал, что одни и те же действия при различных обстоятельствах, в различных условиях, по отношению к разным людям могут выглядеть и восприниматься совершенно по-разному. То, что принимается и даже приветствуется в одном случае, вполне может стать предметом осуждения в другом. Но существуют общие правила хорошего воспитания, которые всегда и для всех случаев жизни остаются неизменными. Это, например, такие как доброжелательное отношение ко всем людям без исключения. Никогда нельзя заведомо составлять отрицательное мнение о человеке, думать, что в нем больше плохого, чем хорошего. Все люди разные — и мы тоже можем кому-то не понравиться с первого взгляда. Нельзя также отягощать окружающих собственными заботами, перекладывать на других часть своей работы — у них есть свои нужды, обязанности, дела, и об этом необходимо помнить постоянно. Поэтому не следует также отбирать у человека много времени на общение, заранее не поинтересовавшись, не отрываем ли мы его от важных дел или даже просто от отдыха. Оказываемую тебе помощь нужно принимать с благодарностью, но не требовать и не ожидать постоянных «благодеяний» от других. Плохим тоном считается выставление напоказ своих достоинств. Как бы ты ни гордился своими достижениями, талантами, знаниями, внешними данными и т. д., никогда не стоит хвастаться ими перед окружающими. Если эти достоинства настоящие, их обязательно заметят. А скромность и умение молчать о собственных заслугах умножит эти достоинства во много раз. Ведь недаром говорят, что скромность украшает человека. Именно поэтому не стоит часто рассказывать о самом себе, о делах, событиях, происшествиях, которые важны только для тебя самого, — ведь они могут быть неинтересны и неважны для других. Если человек захочет, чтобы ты поделился с ним своей радостью или огорчениями, если он решит проявить участие к твоей судьбе, то обязательно сам скажет об этом или даст понять каким-то другим способом. В противном случае нужно ограничиться разве что упоминанием о том, что тебя волнует или что произошло в твоей жизни. И наоборот, никогда нельзя слишком активно пытаться заставить другого человека говорить о том, о чем ему рассказывать не хочется. Не каждый человек испытывает потребность обсуждать свои личные дела с посторонними — даже с лучшими друзьями. Об этом нужно помнить постоянно. Нельзя стараться все время давать советы окружающим — особенно в присутствии других людей. Если кому-то действительно важно твое мнение, он им поинтересуется.
Если же ты считаешь, что твой совет принесет пользу, выскажи его ненавязчиво, один раз и наедине. Потому что любое замечание, сказанное в кругу людей, может быть воспринято как упрек. Отказывать в просьбе другому — плохо. Но ведь в жизни каждого из нас бывают обстоятельства, когда мы по объективным причинам не можем дать согласие. В этих случаях отказ должен быть обязательно вежливым и сопровождаться искренним объяснением причин. Этот список можно было бы продолжать довольно долго. Искусство этикета — целая наука, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.
Конечно, многие из нас знакомы с элементарными правилами поведения в обществе. Но далеко не каждый умеет ими пользоваться — то ли от нежелания, то ли от неумения верно оценить ситуацию, то ли просто из-за собственного эгоизма. Ведь главное в искусстве общения с людьми — это внимание к ним, а многие из нас в первую очередь думают о самих себе. А потом обижаются и недоумевают, почему окружающие не хотят с ними общаться. Н. В. Шелгунов писал: «Многие невежливы не потому, что они хотят быть такими, а потому, что не умеют лучше поступать; многие кажутся жестокими, сосредоточенными и гордыми, тогда как, в сущности, они только застенчивы». Конечно, застенчивость — не порок. Но по-настоящему ценятся в обществе люди открытые, готовые высказывать свои суждения, выслушивать других — общаться. Застенчивый человек стремится избежать неловких ситуаций, боится показаться не в лучшем свете, оказаться неправым. Можно сказать, что таким образом он старается оградить себя от мелких неудобств. А ведь Т. Джефферсон утверждал: «Вежливость — это привычка приносить в жертву мелкие удобства». О том же писал и Р. Эмерсон: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований». Так что, если хочешь нравиться людям, нужно уметь преодолевать свою застенчивость и быть открытым в общении.
Существует мнение, что вежливость — это только внешнее, показное. «Нет добра в твоей душе — обрети хотя бы добрый вид», — гласит индийская пословица. Но я не могу согласиться с этим. Мне кажется, что хорошим манерам невозможно обучить злого, эгоистичного, грубого, тщеславного, высокомерного, завистливого человека. Все эти недостатки обязательно проявят себя, а фальшивая, изощренная любезность, не идущая от самого сердца, способна только оттолкнуть от такого человека окружающих. Ведь хорошие манеры призваны украшать, подчеркивать наши достоинства, а не прикрывать маской пристойности наши недостатки.
«Правила поведения — это перевод добродетели на общедоступный язык», — утверждал Ф. Бэкон. «Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают». Поэтому учись хорошим манерам, чтобы окружающие поняли тебя, увидели и оценили твои достоинства, почувствовали к тебе искреннюю симпатию!