УТВЕРЖДЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
О, если так, то небо не сравняю Я с этою землей, где жизнь влачу мою; Пускай на ней блаженства я не знаю, По крайней мере, я люблю!
М. Ю. Лермонтов
М. Ю. Лермонтова считают холодным скептиком, лишенным веры в Бога и человека. Но это не совсем так. Ему, «сыну природы», было дано видеть то, чего не дано видеть другим. Поэтому в лермонтовских отрицаниях идеалов часто звучит их утверждение. Например, в стихотворении «Кинжал» говорится о любви, дарящей человеку оружие:
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
Каков в этих словах положительный идеал? Это — утверждение любви к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе. Поэт много раз признается в этой любви («Молитва», 1829, «Я жить хочу! хочу печали…», «Поэт», «Мцыри» и другие).
Глубока и искренна любовь Лермонтова к родине — родному простору («Родина»), Он утверждает право человека на уважение, выступает за мирные отношения между народами, ценит справедливость, доверчивость, простоту и правдивость в отношениях между людьми (драмы, поэма «Последний сын вольности», стихотворения «Родина», «Валерик» и другие).
Показательное выражение положительных идеалов Лермонтова дает в стихотворении «На жизнь надеяться страшась…». В нем поэт описывает идеал жизни человека на земле. Он видит равенство гражданское (отсутствие «честей») и имущественное (отсутствие «злата»), свободу личности, искренность в выражении чувств (отсутствие «приличий») и мир между людьми.
Положительные идеалы помогают Лермонтову жить в невыносимых для него явлениях действительности. Его нельзя называть атеистом, но тяготение к земной материальной жизни переходило у Лермонтова в скрытую полемику с «небом» («Земля и небо», «Молитва»).
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю…
Поэт ненавидит обыденность и пошлость окружающего его мира и воспевает стремление к обновлению, свободе («Парус», «Воля»),
И вольность мне гнездо свила,
Как мир — необъятное!
Чувство социальной справедливости приводит Лермонтова к осуждению поработителей народа (романтическая повесть «Вадим», «Прощай, немытая Россия!..»). За прославлением личной свободы («Мцыри») угадывается ненависть к неволе, пронизывающей все общество. Таким образом, инстинктивное стремление к воле формирует у поэта идеал свободы, имеющий политическую окраску. Стремление к простоте и естественности превращается в критику «цивилизованного общества», и прежде всего общества светского («Странный человек», «Маскарад», «Как часто пестрою толпою окружен…»).
В трагическом скептицизме М. Ю. Лермонтова заключаются, по словам Огарева, «действительное движение и безбоязненность скорби». В эпоху наступившей реакции он осуществлял героическую миссию поэта-борца, будил общественное сознание («Смерть Поэта»).
В. Г. Белинский писал: «…мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого. Я это сказал ему — он улыбнулся и сказал: «Дай Бог».