Примечательна в романе сцена, в которой Лопухов напрашивается на обед в доме Розальских. Тонкая ирония, перерастающая в гневную критику мещанства, сквозит в описании состояния Марьи Алексеевны: «Лицо Марьи Алексеевны, сильно разъярившееся при первом слове про обед, сложило с себя решительный гнев при упоминании о Матрене и приняло выжидающий вид: — «посмотрим. Голубчик, что-то приложишь от себя к обеду? — у Денкера, — видно, что-нибудь хорошее!» Чтобы не выглядеть нахлебником, Дмитрий Сергеевич тратит на вино и пирог свой доход за три недели. На эти деньги он мог бы существовать целый месяц. Неслыханная щедрость не остается без внимания расчетливой женщины: «У Марьи Алексевны глаза покрылись влагою, и лицом неудержимо овладела сладостнейшая улыбка». Не имея иной возможности помочь Верочке, Дмитрий Сергеевич предлагает ей фиктивный брак. Верочка соглашается, подчеркивая, однако, что не собирается жить на деньги мужа, а тоже будет работать: давать уроки на фортепьяно. Жить же они будут в разных комнатах и в дела друг друга не вмешиваться. Лопухов соглашается с этим, но все равно понимает, что. предложив брак, берет на себя ответственность за судьбу женщины. Он знает, что сам может довольствоваться самыми скромными радостями: «Сапоги есть, локти не продраны, щи есть, в комнате тепло — какого рожна горячего мне еще нужно? А это у меня будет. Стало быть, какой же мне убыток? Но женщине, молоденькой, хорошенькой, этого мало. Ей нужны удовольствия, нужен успех в обществе. А на это у ней не будет денег». Скромная свадьба, которую с помощью супругов Мерцаловых и Александра Матвеича Кирсанова организует Лопухов, проходит, несмотря на особые обстоятельства венчания, весьма весело, по-молодежному: маленький завтрак и танцы.
Узнав о нежелательной свадьбе, разгневанная Марья Алексеевна и из этой ситуации решает извлечь пользу, посылая Павла Константиныча к хозяйке, чтобы тот убедил ее в том, что специально свел дочку с учителем, дабы отвадить от хозяйского сына, о чем та и мечтала. Ожидая визита новоиспеченного зятя, Марья Алексеевна решает, что из белья и платья дочери дать Верочке. Она мысленно выбирает платья попроще, а белье побольше изношенное. Н.Г. Чернышевский тонко комментирует решение героини: « ничего не дать нельзя, благородное приличие не дозволяет, а Марья Алексевна всегда строго соблюдала благородное приличие». После разговора с Лопуховым Марья Алексеевна видит ночью сон, в котором ее дочь предстает в ореоле того мещанского счастья, основанного на материальном достатке. В этом сне у ее Верочки платье из самой дорогой материи, а на пальцах перстни. В этом сне Дмитрий Сергеич, которого Марья Алексеевна называет теперь «милым сыном», дарит ей толстый бумажник, набитый 100-рублевками. В главе «Похвальное слово Марье Алексеевне» Н.Г. Чернышевский подводит итог размышлениям над типом характера героини, анализу мещанской философии. Согласно ее жизненной теории люди делятся на дураков и плутов. Однако Н.Г. Чернышевский, показывая приземлен- ность и мещанскую узость мышления героини, подчеркивает ее природный ум и силу характера. Ее предприимчивость помогла обеспечить семью в самый тяжелый период. Писатель показывает, что грубость и меркантильность Марьи Алексеевны во многом объясняются влиянием сложившихся жизненных обстоятельств.
Получив личную свободу, Вера Павловна решает завести швейную мастерскую. За помощью в поиске заказов она обращается к Жюли.
Перед открытием собственного дела Вера Павловна видит второй сон, символическое значение которого несколько глубже, чем у первого. Вера Павловна видит во сне, как ее муж ходит по полю со своим приятелем, наблюдая, как растет пшеница. В философской беседе мужчины обсуждают такие категории, как «движение», «труд», «реальность», «жизнь», и их соотношение.
В этом же сне возникает образ матери, которая, моделируя иной ход развития событий, показывает, что было бы, если бы она была добрая. К 45 годам она превратилась бы в измученную. изнуренную старуху. При этом семья все равно жила бы в нищете. В этом сне мать просит у дочери не любви и даже не уважения, а признательности и благодарности, напоминая, что Вера на воровские деньги выучена.
Прибыль от организованной швейной мастерской Вера Павловна не забирает себе, как это делает хозяин производства в капиталистическом мире, а по-социалистически распределяет между швеями сперва поровну, а потом по принципу: «От каждого — по возможностям, каждому — по труду». В утопическом проекте, описанном в романе Н.Г. Чернышевско- го, швеи так деликатны по отношению друг к другу, что сами хотят получать одинаковую плату, понимая, что те, кто работает лучше, уже достаточно вознаграждаются за успешность своей работы, то есть уже морально готовы к коммунистическому принципу разделения материальных благ: «От каждого
— по возможностям, каждому —- по потребностям». Тихая и деятельная жизнь, которой живет Вера Павловна, полна спо койствия, радости и доброты. В семье у нее тоже царят лад и уважение. Символично, что теперь Верочка может позволить себе тот самый вкусный чай со сливками, о котором так мечтала в родительском доме. У героини хватает времени и на уход за собой, и на хлопоты по хозяйству (хотя у нее все-таки есть всегда одна помощница), и на частные уроки (по 10 часов в неделю), и на мастерскую, и на послеобеденный сон, и на чтение. В доме есть и небольшой рояль, на котором героиня иногда играет. Однако спокойное счастье в дружеском браке дало трещину, когда Вера Павловна познала настоящую любовь. Объектом ее стал лучший друг ее мужа Кирсанов. Как и Лопухов, он с детства сам пробивал себе дорогу в жизни и нередко страдал от прихотей сильных мира. Так, например, одна дама пригласила его составлять каталог для библиотеки за 80 рублей. Кирсанов взялся за эту работу. А через полтора месяца дама вдруг решила, что каталог ей не нужен. Она заплатила Кирсанову 10 рублей, хотя к тому моменту он выполнил уже больше половины работы. Этот эпизод показывает, как произвол богатых попирает время и человеческое достоинство подлинных интеллигентов, людей совестливых, доверчивых и порядочных. Н.Г. Чернышевский так характеризует Лопухова и Кирсанова: «Каждый из них — человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело — и если возьмется, то уже крепко, так что оно не выскользнет из рук, — это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?»
Рассуждая о данном типе людей, Н.Г. Чернышевский подчеркивает, что прежде таких людей были единицы, а сейчас их уже становится больше. При этом сам тип претерпевает изменения: люди становятся более деятельными.
Неожиданно поздно, словно показывая, что это важно ему лишь для развития любовной линии романа, Н.Г. Чернышевский дает портреты героев: «У Лопухова, более смуглого, были темно-каштановые волосы, сверкающие карие глаза, казавшиеся почти черными, орлиный нос, толстые губы, лицо несколько овальное. У Кирсанова были русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос. маленький рот, лицо продолговатое, замечательной белизны. Оба они были люди довольно высокого роста, стройные. Лопухов несколько шире костью, Кирсанов несколько выше».