ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ (по стихотворению А. С. Пушкина «Осень»)
Стихотворение «Осень» А. С. Пушкин создает в 1833 году в Болдино. Теперь Болдинская осень вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она равнозначна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца поэт завершает «Историю Пугачева», «Песни западных славян», поэмы «Анджело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама». Однако стихотворение в октавах «Осень», реалистически точно воссоздающее пробуждение в душе поэзии, явилось подлинным поэтическим апофеозом этой поры:
И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем…
Мне очень нравится весна, пробуждение природы после зимней стужи. Деревья украшаются первыми зелеными листочками, пробивается нежная трава. Ветер становится совершенно иным — теплым и ласковым; воздух наполняется духом обновления. Это волшебство обновления наполняет душу, вызывая чувство радости и неземного счастья.
Прочитав стихотворение А. С. Пушкина «Осень», я полностью поменял представление об этой поре. Поэзия и красота живут во всем: и в студеной зиме, и в молодой бурной весне, и в цветущем лете, и в увядающей осени.
В первой же октаве легкими, но яркими штрихами поэт создает прекрасный пейзажный набросок: наступил октябрь, «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», первый мороз сковал ледяными оковами пруд. Пейзаж сменяется размышлениями лирического героя о преимуществах той или иной поры года. Весна герою неприятна, оттепель скучна, «вонь, грязь — весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены». Зима более благодатная пора: белый искрящийся снег, скованные льдом водоемы, конечно же, веселые и разудалые зимние праздники. Но сердце томится — за полгода снежное однообразие надоедает. Лето прекрасно, но сердце томится и летом: зной, пыль, комары, мухи угнетают «душевные способности».
Иное дело поздняя осень, наполненная тихой красотой. Словно «нелюбимое дитя в семье родной к себе меня влечет» она. Трудно объяснить словами, почему влечет к себе поэтическую душу унылая осень, эта «чахоточная дева», знающая, что осуждена на смерть:
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Предчувствие смерти оставляет определенный отпечаток не только в человеческих душах, но и в явлениях природы.
Наиболее полно красоту осени раскрывает октава VII. «Унылая пора! Очей очарованье!» — неожиданное соединение противоположных по значению утверждений создает потрясающий эффект. Только поэт может в унылых природных проявлениях увидеть скрытое от не посвященных глаз очарование:
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса…
И в золоте леса, и в свежем дыхании ветра, и во мгле волнистой небес, и в редком луче солнца, и в первых морозах таится невидимая сила, пробуждающая желание жить, любить, творить. Привычное становится в такие мгновения любимым, сон слетает, кровь легко и радостно играет в сердце, закипают желания — все это дает Лирическому герою ощущение счастья и молодости.
Осенний день, наполненный незабываемыми впечатлениями, постепенно гаснет. В камельке зажигается огонь. Вечер, тлеющий огонь — прекрасное время для размышлений о сути жизни, поэтического вдохновения. В душе пробуждается поэзия: «И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут…»
Один из самых распространенных вопросов, обращенных к творческим людям: как вы создаете свои произведения, где находите источник творческого вдохновения?
Но, пожалуй, только А. С. Пушкин так точно и реалистично раскрыл особенности божественного творческого процесса.