И. И. ЛЕВИТАН. «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР» (сочинение по картине)
В творчестве И. И. Левитана представлен особый жанр живописи, так называемый «пейзаж настроения». Передовая литература и искусство конца XIX — начала XX столетия доказывали неистребимую потребность человека в прекрасном, раскрывая ее, в частности, в человеческой способности наслаждаться природой.
«Пейзаж настроения» ставил своей задачей как бы очеловечивание природы, выражение человеческих чувств через состояние природы. Пейзаж, картина отражала переживания человека, его едва ощутимые душевные движения. Природа печалилась, грустила, негодовала и возмущалась или радовалась и ликовала вместе с человеком.
Пейзаж Левитана под лирическим названием «Летний вечер» своим тревожным колоритом выражает не только обеспокоенность автора нищетой, царящей в деревне, но и надежды на перемены к лучшему. Пейзаж волнует, лишает покоя — так и должно действовать на чувства человека истинное искусство.
Но вот неожиданный поворот: картина была неодобрительно встречена критиками. Например, в «Московском листке» было опубликовано возражение одного из критиков против ее приобретения в галерею Третьяковых. Он писал: «Прежде всего, мне очень нравится этот только еще начинающийся летний вечер, я чувствую его, я хочу насладиться им. Надо сознаться, что к нему так и тянет…» Однако, по замечанию критика, весь эффект пропадает, когда он подходит, ближе к картине. Оказывается, ее надо смотреть на расстоянии, иначе впечатление теряется.
Трудно согласиться с этим мнением, так как, если следовать логике критика, и архитектурные творения необходимо смотреть при малом приближении. В таком случае вместо высокой колокольни мы увидим несколько кирпичей.
Летний вечер. Околица деревни. Скользнув по верхушке ворот, солнце озаряет поле и дальний лес. Ощущение беспокойства вызывают определенные контрасты: небо чистое, только вдалеке плывет подсвеченное лучами уходящего солнца облако, внизу же серая деревенская необустроенная дорога в окаймлении зеленой травы.
Дорога изогнута и вызывает в воображении такую же извилистую жизнь деревенских жителей. Будни наполнены тяжелым трудом, борьбой за урожай, которая для крестьян сродни борьбе за выживание. Малейший каприз природы — обильные дожди или засуха, — и крестьянский труд пропадает даром. Однако и этот тяжелый труд может обеспечить только минимальные потребности.
Дорога ведет в лес, и тут мы сталкиваемся с еще одним контрастом: насколько уродлива, некрасива изгородь на переднем плане пейзажа, настолько прекрасен и гармоничен лес, виднеющийся на горизонте. Почему живописец выбрал именно такую перспективу? Существует ли в этом расположении предметов на картине скрытый смысл? На мой взгляд, изгородь символизирует ограничение прав и возможностей обитателей деревни.
Благословенный крестьянский труд, с одной стороны, является жизненной необходимостью, с другой — он ограничивает свободу крестьян, привязанных к родной земле нитями этой жизненной необходимости. Не случайно, как мне кажется, тень падает именно на пространство, огороженное изгородью. Вместе с тем и сама изгородь, и перекошенные ворота вносят определенный разлад в гармонию окружающего мира. Эти предметы словно лишние в композиции пейзажа. А лес, освещенный лучами уходящего солнца, похож на мечту. Дорога ведет к лесу, то есть к счастью, свободе, гармонии.
Именно эти контрасты будоражат внимательного зрителя. Но гармоничная красота летнего вечернего пейзажа, переданная художником просто, скупо, но с такой живописной щедростью, вселяет надежду и веру в светлое и прекрасное.