ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА»
Поэтическое творчество было для М. В. Ломоносова областью смелых теоретических открытий и одним из проявлений его многосторонне одаренной натуры. Особенно ярко талант поэта проявился в одах. Именно Ломоносову принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового жанра литературы — жанра оды. Он же впервые предложил и широко использовал в своих произведениях десятистишную строфу с повторяющейся рифмовкой. Перу поэта принадлежит большое количество од, в основном хвалебных, посвященных русским правителям и Российскому государству. Но наиболее яркой, лучше всего отражающей своеобразие поэтического стиля Ломоносова, является его «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Она была написана в связи с шестой годовщиной вступления Елизаветы Петровны на престол.
Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта, облеченный в стихотворную форму. Своеобразие нового поэтического жанра, которым написано произведение, становится заметным уже с первой строфы. Автор обильно вводит в свою речь типично ораторские приемы — восторженные фразы, восклицания:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют.
«Возлюбленная тишина» — эпитет, использующийся поэтом во многих одах, — характеризует здесь не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, пресечение наступления реакции, сплоченность всех слоев населения в их стремлении добиться процветания России. По глубокому убеждению Ломоносова, наступление этого мира и сплоченности зависело непосредственно от характера государственного правления и, прежде всего, от личности монарха. На Елизавету Петровну в этом отношении автором возлагались особенно большие надежды.
Для «Оды на день восшествия…», как и для многих других од поэта, характерно стремление выдавать желаемое за действительное, показывать события, которые еще не произошли, так, будто это уже свершившийся факт. Именно такой прием прослеживается в строках, в которых говорится о вкладе императрицы в развитие наук:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет:
Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет.
Ломоносов не только восхваляет науки, он также призывает, указывая на пример Петра, крепить национальную мощь России, развивать промышленность, искусство, образование. Он воспевает также «вечную славу» героических предков, рисует развернутые картины величия, могущества, неисчерпаемых природных богатств страны, славит героический характер русского человека.
В своей оде автор пишет о прекращении войн с легкой руки Елизаветы, о том, что новая императрица «довольство муз усугубляет», «отверзая» двери к счастью.
Ломоносов намеренно восхваляет деяния монархини в надежде на то, что, услышав «глас народа» и уже получив похвалу, государыня сделает все возможное для того, чтобы претворить мечты русских людей в жизнь.
Новаторство поэта проявляется также в том, что, посвящая свою оду императрице, он в то же время восхваляет просторы Русской земли, ее богатство и красоту, ее величие и славу:
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.
Характер патетически-взволнованной речи придают оде Ломоносова и многочисленные обращения к лире, к музам, к пламенным звукам, к «Невтонам» и «Платонам», которых в великом множестве может «Российская земля рождать». Важное место отводит автор и многочисленным олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам. С помощью этих олицетворений и метафор явления и отвлеченные понятия становятся у поэта участниками большого всеобщего торжества:
Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря…
С торжественным призывом обращается Ломоносов и к молодому поколению, пробуждая в нем стремление посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых.
При этом автор проникновенно заявляет о пользе науки для всех возрастов в самых различных обстоятельствах:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут…
По глубокому убеждению поэта, высокий слог служит единственной и важнейшей цели: пробудить умы и души людей — не только государственных деятелей, но и простого народа, привлечь их внимание к наиглавнейшим вопросам и проблемам современности.
Для создания такого торжественного, высокого слога автор широко использует славянизмы: «бряцает», «зиждитель», «паства», «лик», «зрак» и т. д. Он также вводит усеченные формы прилагательных: «божественны науки», «небесну дщерь». Мифологические образы, необычные рифмы, восклицания, риторические вопросы, различные виды тропов — все эти приемы призваны усилить эмоциональное воздействие на читателя.
«Ода на день восшествия…» стала ярким примером использования поэтом разработанной им же силлабо-тонической формы стиха, в которой, как и раньше, соблюдается равное количество слогов, но ударения расположены упорядоченно, то есть в соответствии с принятым автором размером.
Введенная М. В. Ломоносовым, эта форма впоследствии станет одной из самых распространенных в русской литературе, так же как и избранный им стихотворный размер. Большинство од поэта написано ямбом, поскольку именно его Ломоносов считал самым звучным и придающим стиху наибольшую силу и энергию.
Таким образом, художественное своеобразие «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» очень велико. Оно заключается в том, что, во-первых, с ее помощью автор превратил похвальную оду в средство просветительской пропаганды достижений научной мысли и общественно-политических идей, прославил свою родину, ее природу, ее народ, ее правителей.
Во-вторых, в своем произведении поэт мастерски использовал все существовавшие ранее и созданные вновь художественные формы языка, стихотворной речи, применил оригинальные образные конструкции, придавшие стихотворению совершенно новое, торжественное звучание и усилившие воздействие на читателя. Приведенные в оде средства и формы Ломоносов продолжал совершенствовать и широко использовать в своем последующем творчестве, доведя жанр похвальной оды до наивысших вершин художественного мастерства.