ЗНАЧЕНИЕ ПОХВАЛЬНЫХ ОД М. В. ЛОМОНОСОВА
Жизнь и творчество великого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова представляет собой замечательный пример беззаветного служения своей родине. «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов является автором замечательных открытий, создателем фундаментальных научных трудов в различных областях знаний.
Одной из неоценимых заслуг в развитии отечественной эстетической мысли и национальной литературы стал его вклад в реформирование российского стихосложения. М. В. Ломоносов ликвидировал разрыв между содержанием и формой стиха, разработал нормы русского литературного языка.
Именно ему принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового для России того времени жанра хвалебной оды.
Ломоносов стремился выразить свои впечатления от ярких общественных событий, от новой жизни, которая занимала все более твердые позиции в России. А сделать это средствами старого языка и старых жанров было просто невозможно. Поэтому он начал активные поиски новых языковых средств, разрушавших нормы деловой и книжной речи допетровской Руси. И первым шагом на этом пути были попытки поэта связать литературный письменный язык с живой разговорной речью. Эти попытки привели автора к выделению трех «штилей», за каждым из которых закреплялись определенные поэтические жанры. Особенно ярко новаторство Ломоносова проявилось в формировании «высокого штиля», к которому, в частности, относятся хвалебные оды. Этим стилем должны писаться, по мнению Ломоносова, «героические поэмы», «оды, прозаичные речи о важных материях, которым они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются». Сам поэт в своем творчестве чаще всего пользовался именно этим стилем и этими жанрами. «Жанр оды, — писал А. В. Западов, — позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно». Это в наивысшей степени отвечало задачам великого ученого и поэта.
Оды Ломоносова — это величественные, торжественные и вместе с тем глубоко проникновенные произведения. Они, как и вся деятельность поэта, служили «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского света», были подчинены заботам о духовных и материальных нуждах народа. Автор похвальных од воспел «небу равную Россию», обширность ее территории, трудолюбие и одаренность ее народа, героизм и мужество русских солдат. Ломоносов-одописец вступил в литературу победно-патриотической «Одой на взятие Хотина», написанной после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, долгое время считавшейся неприступной. Эта ода открыла собой новую эпоху в истории русской поэзии. Здесь особенно ярко проявилось полное соответствие между формой и содержанием. Об «орлином полете» героических русских войск Ломоносов повествует стихом, наполненным такой же стремительной энергией, «бодростью и героическим звоном» и вместе с тем небывалым до того времени благозвучием. О подвиге безымянного героя, мужественного и отважного русского солдата, «росса», автор пишет с искренним восхищением:
Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку:
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Напряженность, патетический тон повествования усиливаются здесь риторическими вопросами, восклицаниями поэта, адресованными то русскому воинству, то его неприятелю. Есть в произведении и обращение к историческому прошлому России — прием, ставший впоследствии одной из устойчивых черт одического жанра.
После этого стихотворения торжественная ода становится основным стихотворным видом в творчестве Ломоносова. В своих произведениях он нередко щедро рассыпал хвалебные слова в адрес российских самодержцев. Поэт посвящал оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. При этом содержание и значение его похвальных од намного шире и важнее официально-придворной поэзии. В них автор развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами Русского государства. Поэт хранил в душе веру в то, что правители осуществят хотя бы какую-то часть задуманного им, а похвальная ода представлялась ему наиболее удобной формой беседы с царями. В форме похвалы за дела, еще не совершенные, но важные и полезные для России, автор давал свои советы главам государства. Так желаемое выдавалось им за действительное, а высказанная похвала обязывала правителя быть достойным ее. В одах Ломоносова создается образ идеального царя, который заботится о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и о духовном росте своих подданных. Самым ярким примером, достойным подражания для всех российских правителей, становится у поэта Петр I. Вот как он говорит об этом в стихотворение «Надпись к статуе Петра Великого»:
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и, царствуя, служил, Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества отец;
Земное божество Россия почитает,
И столько алтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.
Из восторженных строк Ломоносова мы видим, что для русских просветителей идеальным царем был труженик, находящийся в народной гуще, «приемлющий ту же пищу», что и его солдаты, всегда пребывающий «в поте, в пыли, в дыму, в пламени». Именно таким был, по мнению автора, Петр. Такими же хотел видеть он и его последователей. Восшествие на престол императрицы Елизаветы Петровны дало поэту и всем русским людям надежду на дальнейшее развитие «дела Петрова»:
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв, облобызала:
«Мне полно тех побед, — сказала, — Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток».
Однако похвальные оды Ломоносова адресовались не только коронованным особам. Через правителей слова поэта должны были «сердца народа привлещи». Восхваляя царей и цариц, автор, тем не менее, замечал все их недостатки. Потому в его одах нередко появляются обличительные интонации. Так, он осуждает антинациональную политику Петра III, высказывает предупреждение в «Оде о Екатерине II, 1762» о большой опасности для императрицы в случае, если от нее отвернется народ:
Услышьте, судии земные И все державные главы:
Законы нарушать святые От буйности блюдитесь вы И подданных не презирайте,
Но их пороки исправляйте Ученьем, милостью, трудом.
Вместите с правдою щедроту,
Народну наблюдайте льготу,
То Бог благословит ваш дом.
В своих одах поэт предстает перед нами как неутомимый поборник просвещения и прогресса, страстный борец за развитие национального самосознания народа. Автор выражает чувства настоящего патриота, славит Россию, призывает соотечественников на труд и подвиг ради отчизны, побуждает правителей к активным действиям на благо своего народа. В этом — основная сила, жизненность и неоценимое значение похвальных од М. В. Ломоносова.