ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ
Поэма «Божественная комедия» — гениальное произведение, вершина творчества известного поэта Данте Алигьери. Вобрав в себя многие характерные черты как литературы средневековья, так и литературы Возрождения, это произведение стало по-настоящему уникальным и в отношении жанра, и в отношении сюжета, и в отношении композиции, и по своему поэтическому своеобразию. Сам поэт назвал его просто — «Комедия», имея в виду произведение с печальным началом и счастливым концом. Эпитет «божественная» был добавлен критиками намного позже — как выражение исключительного поэтического совершенства. Данте хотел написать комедию, в которой бы гармонично соединилось возвышенное с обыденным. Он надеялся создать священную поэму, повествующую об откровениях неземного бытия, содержащую одновременно и нравственные, этические вопросы, и религиозные мотивы, и научные воззрения. Она должна была стать глубоко поучительной и в то же время остаться очень личной, отражающей тончайшие душевные порывы автора. Данте Алигьери достиг всех своих целей, а его «Комедия» произвела настоящую революцию в литературе и культуре того времени.
Самым большим открытием Данте стало то, что он первым из западноевропейских авторов сделал предметом поэзии изображение человеческих страстей, тем более что для этого он использовал образы и сюжеты из загробного мира. Взяв за основу при создании своего произведения многочисленные средневековые и античные источники, автор строит повествование в виде довольно популярных в средние века «видений», или «хождений по мукам», которые в поэтической форме повествуют о скитаниях человека по загробному миру и о постижении им тайн этого мира. Однако, в отличие от средневековых источников, показывающих греховность земной жизни и обещающих счастье после смерти, автор «Божественной комедии» призывает людей осознать свои пороки и постараться избавиться от них в земной жизни. Показывая страдания, которые выпадают на долю грешников в аду, поэт стремится заставить человечество переосмыслить свои поступки, свой образ мыслей, свою жизнь, чтобы избежать впоследствии подобных мучений.
«Божественная комедия» Данте Алигьери во многом напоминает «Энеиду» Вергилия, где автор описывает путь своего героя Энея в Тартар с целью увидеть покойного отца. Однако эмоциональная окраска, идейная направленность, художественное Своеобразие отличают произведение Данте не только от творения Вергилия, но и от всего созданного до или после «Божественной комедии».
Своеобразие художественного стиля поэта нашло отражение в композиции поэмы, состоящей из трех частей, каждая из которых посвящена изображению определенного места в загробном царстве: ада, чистилища и рая. При этом каждая из частей имеет свой фон, свою окраску. Так, например, если «Ад» нарисован преимущественно в мрачных, зловещих красках, наполнен мистическим сочетанием красного и черного, то уже в «Чистилище» этот пугающий тон сменяется бледным и туманным. Следует отметить, что цветовая дифференциация соблюдается и в изображении девяти кругов ада, первый из которых еще не такой пугающий и зловещий, а по мере углубления в мир пороков, зла, насилия краски приобретают более темные тона, отражая все большую степень греховности и преступности мира, лишая надежды на спасение. Голубые, зеленые и золотистые цвета «Чистилища», яркие образы живой природы, которых не было при описании ада, наоборот, наполняют душу человека уверенностью, спокойствием, вселяют надежду. Вступая в «Рай», мы погружаемся в волшебную ауру гармонии и красоты. Здесь царят блеск и прозрачность, все наполнено волшебным светом, музыкой и счастьем. Цветовое разнообразие поэмы помогает автору передать смену своего настроения, утвердить оптимистическое начало, побудить стремление к лучшему. При этом Данте делает упор не на прелести загробной жизни, а на то, что достичь этих прелестей может только человек, ведущий правильный образ жизни, человек с чистыми помыслами, с благородным сердцем и возвышенной душой. Поэт стремится убедить людей в том, что и на земле возможна «райская» жизнь, и призывает улучшать земное существование добрыми делами.
Существенным моментом в построении «Божественной комедии» является то, что каждая из трех частей в свою очередь подразделяется на тридцать три песни. В этом чувствуется влияние христианских мотивов: число «три» считается
священным, так как олицетворяет собой идею Святой Троицы. Символичным является и то, что каждая из трех частей оканчивается одним и тем же словом «звезды» (звезда в христианстве — символ Иисуса Христа). Встречается в поэме и упоминание самого имени Христа, но только в частях «Чистилище» и «Рай». При этом обращает на себя внимание тот факт, что рифмуется оно только с самим собой. Однако религиозная символика вовсе не является главенствующей в поэме.
В «Божественной комедии» очень часто встречаются обращения к средневековым традициям, взглядам, мировоззрению. Все это является ярким свидетельством того, что произведение было написано на рубеже эпох, когда взгляды самого автора еще не смогли окончательно сформироваться и испытывали на себе влияние как прошлого, так и нового времени. Время вносило противоречия в характер поэта, в его устремления, в его гражданскую позицию и эти противоречия не могли не отразиться на страницах поэмы.
Мастерство и своеобразие Данте Алигьери проявляются также в созданных им образах, глубоко индивидуальных, ярких, несущих в себе четкую нравственную идею. Все его персонажи конкретны, наделены определенными чертами, отличающими их от остальных героев, что делает их еще более реальными, живыми, убедительными. Серьезно и глубоко подойдя к изучению проблем естествознания, различных форм физического мира, поэт соединил свои научные познания с самыми немыслимыми полетами фантазии. «Божественную комедию» он построил по методу романа приключений, действие которого развивается в неведомых странах. При этом путь героя изображен во всех подробностях и мельчайших деталях. Изменения почвы, спуски, лестницы, скалы, тропинки и проходы обрисованы автором так, что у читателя не остается сомнения в реальности всего изображаемого. Вместе с тем Данте часто использует аллегории. Каждый момент, каждый сюжет в его поэме истолковывается не только буквально, но и иносказательно, причем в нескольких планах: моральном, религиозном, биографическом и т. д.
Отличительной чертой Данте является и его насыщенный, эмоциональный язык. В поэме чаще всего используется мужественный, сильный, волевой, энергичный слог. Автор не останавливается перед грубыми выражениями, так как опасается, что его стих недостаточно «хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все другие кручи ». Язык «Божественной комедии» глубоко народный, привычный обычному человеку. Автор специально использовал этот прием, чтобы его произведение было понятно самому широкому кругу читателей.
Наверное, трудно назвать произведение, такое же великое, масштабное по созданным образам, по замыслу, по идейному содержанию, как «Божественная комедия» Данте Алигьери. По прошествии многих веков эта поэма не перестает удивлять и восхищать умы читателей разных стран, представителей разных возрастов и сословий. С ней можно соглашаться, можно спорить, можно даже в чем-то осуждать ее, но никогда не найдется человек, который мог бы остаться к ней равнодушным.
Тематика включенных в сборник произведений разнообразна: здесь и сонеты о любви, и восхваление дружбы, и муки ревности, и размышления о собственной судьбе, и философские раздумья о смысле жизни. Но через весь сборник проходит образ возлюбленной поэта — темноволосой красавицы, жестокой и вероломной, заставляющей автора то радоваться, то грустить, ощущать то пьянящее счастье, то немыслимое разочарование. Девушка и чувство поэта к ней переданы глубоко реалистически. Перед нами не какой-то фантастический образ, наделенный волшебными, неземными чертами, а простой, обыкновенный человек, живая и реальная женщина:
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь…