НОВЫЙ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ДАНТЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Итальянский поэт Данте Алигьери был, по словам критиков, «последним поэтом средневековья и вместе с тем первым поэтом нового времени». Сохранив в своем мировоззрении многие черты средневековых представлений, он в то же время внес в литературу свежее гуманистическое видение окружающей действительности. Старые устои, традиции, порядки теряли свою актуальность. Миру просто необходимо было новое, свежее слово, новый взгляд на мир, на существование человека, на его роль и предназначение. Таким новым словом и явилось творчество Данте.
Судьба самого поэта складывалась трагически: в окружающем его обществе он был изгнанником. За свои политические убеждения Данте Алигьери несколько раз был приговорен к казни — потому единственное, что ему оставалось, это постоянные скитания по Италии. Данте не мог примириться с мыслью, что люди вечно вынуждены будут жить в мире, где «одни правят, а другие страдают». Он хотел видеть людей свободными, счастливыми, равными в своих правах. Изгнанник своей родины, он все же стремился к миру, покою для своей страны, которая находилась в состоянии непрекращающихся войн и конфликтов.
Романтические взгляды поэта на мир и государственную власть привели его к вере в справедливого монарха, миротворца, способного возродить Италию. Таким монархом ему представлялся германский император Генрих VII. Свои взгляды, убеждения, мысли, чувства Данте открыто высказывал в произведениях, многие из которых являются автобиографичными. Герой поэм Данте Алигьери — такой же одинокий, разочарованный скиталец, стремящийся к добру, верящий в могущество человеческой мысли. Человеческие чувства для поэта были превыше всего, личность являлась для него самой большой ценностью, судьба и счастье народа — важнее его собственного счастья. Всю свою творческую жизнь поэт не прекращал страстной, непримиримой борьбы за светлые идеалы, за счастье, свободу и справедливость. Лишенный возможности принимать непосредственное участие в политической жизни страны, он вел борьбу с помощью пера.
Сила и глубина чувств Данте, стремление к единству и сплоченности народа наиболее ярко отразились в его автобиографии «Новая жизнь». Высшим земным счастьем видится ему любовь к Беатриче — женщине, которую не раз воспевал он в своих стихотворениях. Без этого чувства у автора не было бы сил ни на борьбу, ни на веру в светлое будущее. Эта любовь окрыляла поэта, вдыхала в него жизнь, помогала преодолевать любые преграды и разочарования. Однако не только любовь была смыслом жизни Данте Алигьери. Его живой, жаждущий знаний ум постоянно стремился к наукам. Именно в науке видел он основное спасение для человечества.
Новые, непривычные для того времени гуманистические взгляды поэт выражал во многих своих произведениях. В научных трактатах «Пир», «О народном красноречии», «О монархии» он призывает абсолютно всех людей, независимо от положения и происхождения, приобщаться к наукам, развивать свой ум, обогащать знания. Он выступает также со смелым протестом против безграничной власти церкви, выражает надежду на прекращение войн. Счастье и благополучие всех людей Данте видел во всемирной монархии — идеале политической власти для поэта. При такой власти, по мнению Данте, в обществе не будет разногласий и конфликтов, монархия принесет наконец-то долгожданное счастье многострадальному народу. Подобные мысли вызвали бурю протеста у критиков и общественности: автора обвиняли то в утопизме, то в «возвращении к средневековью». Да и сам создатель этих произведений понимал некоторую противоречивость собственных идей. Это объяснялось тем, что в современных ему условиях невозможно было найти единственно верного решения существовавших в то время проблем. Поэт видел несправедливость, чувствовал необходимость перемен, но еще не находил реальных путей достижения мира, гармонии и справедливости.
В таком противоречивом состоянии Данте Алигьери застала весть о смерти Генриха VII. Сообщение очень взволновало поэта — ведь оно означало крах всех его надежд. В это время он переживает серьезный душевный кризис, преодолеть который смог, только приступив к работе над лучшим своим произведением — «Божественной комедией». «Цель этого произведения — вырвать всех живых из когтей несчастья и повести их к счастью», — писал автор. Поэт отмечал, что стремился написать историю человечества, которое идет в потемках, ошибается, находит пути и снова теряет их. Так шел по жизни сам Данте, скитаясь по странам и не находя ответов на мучившие его вопросы. Он проводит своего героя через все круги ада, показывает нам анархию, царящую в мире, ложь, которая сопровождает человека на каждом шагу, «безгрешных» церковников, насаждающих в обществе свои фальшивые законы. Он открывает и внутренние пороки человеческой души: гордыню, жажду власти, эгоизм и собственничество. Через все произведение он проводит мысль, что если человек сумеет преодолеть все эти препятствия, то попадет в волшебную страну, в райские места, где царят счастье и справедливость. Герой «Божественной комедии» — мыслящий, чуткий человек, сильная личность, такая же, как сам поэт. Данте верит в то, что люди могут достичь подобного счастья и что помогут в этом лишь знания, искренняя любовь друг к другу в сочетании с Божественной благодатью. Своим произведением Данте Алигьери стремился открыть людям перспективы не загробной, потусторонней, а земной жизни, наполненной радостью и справедливостью. Автор устраивает суд над человеческими преступлениями и пороками не столько для того, чтобы показать, насколько испорчен человек и все общество, сколько во имя улучшения жизни на земле. Стремясь научить людей жить правильно, поэт вовсе не уводит их от реальности. Наоборот, он глубоко погружает нас в нее, заставляя увидеть, прочувствовать все ее темные стороны, вызывая в душах людей страстное желание присоединиться к активной борьбе с пороками этого мира.
Все творчество Данте, разнообразное и многоплановое, наполнено духом борьбы, стремлением к свободе, счастью, справедливости, гармонии, красоте. В своих произведениях поэт затрагивает важнейшие общечеловеческие проблемы, проявляет настоящее мастерство в создании реальных, живых образов, выступает тонким психологом и мудрым философом. Несмотря на трагические сюжеты и глобальные, почти неразрешимые проблемы, поднятые в произведениях Данте, его творчество удивляет и манит своей жизнерадостностью, верой в будущее, в людей, в справедливость.