ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с традиционными литературными жанрами и стилями, «Недоросль» является глубоко новаторским произведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности созданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике. Но в первую очередь новаторство писателя выразилось в самом жанре произведения.
«Недоросль» — первая социально-политическая комедия на русской сцене. В ней соединились яркие правдивые картины жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветительских идей об обязанностях правительства. Осмеяние помещичьих нравов, тупости, трусости соседствует здесь с гневным обличением пороков самодержавного строя. Благодаря умелому использованию многочисленных художественных приемов, автору удалось превратить усадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и с помощью иронии и сарказма осудить с этой трибуны «злонравия достойные плоды».
В литературных произведениях, относящихся к концу XVIII века, проблема взаимоотношений человека и общества поднималась неоднократно. Но если главной задачей писателей-классицистов было создание конкретных черт характера и демонстрация проявления этого характера в существующих социальных условиях, то Фонвизин ставил перед собой совершенно другую цель. Он стремился выявить роль обстоятельств в жизни человека и общества, раскрыть сам процесс формирования характера. При этом каждый его персонаж имеет свое, индивидуальное лицо, свою историю, свою судьбу. Рисуя типичные образы помещиков, писатель в то же время наделяет всех героев яркими отличительными чертами. Он показывает многообразие человеческих характеров и судеб, разницу не только между классами и сословиями, но и между отдельными представителями одного класса.
Так в комедии «Недоросль» появляются злобная и жестокая Простакова и хитрый, наглый Скотинин; униженный, но не сломленный, народный умелец Тришка, гордый учитель Цыфиркин и рабски преданная жестоким хозяевам служанка Еремеевна; осуждающий злоупотребления помещиков, гордящийся своей должностью Стародум и живущий только по велению сердца, стремящийся к исключительной справедливости Правдин.
Все эти герои обладают не только индивидуальными чертами характера, но и своим собственным, отличным от других персонажей языком. В области комедийного языка Фонвизин совершил настоящий переворот. Речь его героев тесно связана со спецификой образа. «Скот», «мошенники», «канальи», «воры», «скверная харя», «собачья дочь» — вот типичные выражения озверевшей крепостницы Простаковой. «Индо пригнуло дядю к похвям потылицею» — наглядный пример народной речи, характерной для крестьян. «Я те бельмы то выцарапаю… У меня и свои зацепы востры!» — угрожает Еремеевна Скотинину. «Тщетно звать врача к больным неисцельно», — подобными афоризмами наполнена речь Стародума, наиболее приближенная к книжному слогу. Правдин широко использует в своем языке канцеляризмы, а для Софьи и Милона характерны сентиментальные обороты: «тайна моего сердца», «таинство души моей».
Комедия «Недоросль» — многотемное и много проблемное произведение, в котором автор поднял самые злободневные вопросы: о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, о несправедливости крепостного права, о воспитании, о форме государственной власти. Все эти темы неразрывно связаны между собой и взаимообусловлены. Таким образом, писатель впервые в русской литературе показал не одну сторону жизни общества, а саму жизнь, во всей ее сложности и противоречивости. Его герои делятся не только на положительных и отрицательных. В комедии представлены и персонажи, обладающие и теми и другими чертами: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна. К тому же, в отличие от предшественников, Фонвизин окружает своих героев их привычной обстановкой, сохраняет все традиции и обычаи их жизни. Хотя мы и не видим здесь специального описания бытовой обстановки, но подробности быта незаметно, сами собой проступают из каждой сцены. Примерка кафтана, подготовка к «сговору», учебные занятия Митрофана — все это типичные черты русской дворянской жизни XVIII века.
Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса просвещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества. Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважающих законы и помнящих о своем долге. Но многие дворяне в умственном и гражданском развитий стоят так низко, что их можно сравнить только с животными. Именно поэтому госпожа Простакова все время сравнивается с собакой, даже сама о себе говорит: «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» или: «Ах я, собачья дочь!» В образе же Скотинина постоянно просматриваются сравнения со свиньями: «Люблю свиней… — признается он, — а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою». А своей сестре, Простаковой, он говорит: «Нет, сестра, я и своих поросят завести хочу». Так же приравнивается к животным и Митрофан: «Аз есмь скот, — читает он по часослову, — а не человек».
Анализируя жанр произведения Фонвизина, Г. А. Гуковский называл его «полукомедией, полудрамой». И действительно, комедия «Недоросль» содержит в себе многочисленные черты западноевропейской «мещанской» драмы. Сам писатель указывал, что видит во французской комедии «возможную степень совершенства», и, соединив ее с русской драмой, он сумел создать совершенно неповторимое и оригинальное произведение, в котором просматриваются трогательное, комическое и моралистическое начала. Высмеивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человеческих отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь признаки уважения и любви к родителям. Показывая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.
Художественное своеобразие «Недоросля» не укладывалось ни в рамки классицизма, ни тем более в рамки сентиментально-романтического направления. Здесь прослеживается поиск иных, совершенно новых, неизвестных до тех пор принципов и приемов создания художественного произведения. Картины объективной действительности в широком ее охвате, создание типических и в то же время индивидуальных образов, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц — все это свидетельствовало о начале формирования нового направления в литературе — критического реализма.
Комедия Фонвизина явилась значительным этапом в истории русской драматургии. Именно с нее началось развитие русской общественной комедии. А созданные автором яркие, колоритные образы стали нарицательными и пережили свое время. Историческое значение произведений Д. И. Фонвизина наиболее точно определил А. С. Пушкин, назвав великого драматурга «сатиры смелым властелином», «другом свободы». До последнего дня писатель сохранял верность выбранному пути, продолжал поиски новых тем, образов, жанров, чтобы с их помощью донести до людей основные причины упадка и деградации общества.