Сочинение на тему: ТЕМА ПОМЕЩИЧЬЕГО ПРОИЗВОЛА В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА

ТЕМА ПОМЕЩИЧЬЕГО ПРОИЗВОЛА В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА

Конец XVIII века характеризовался в России началом «революции в искусстве». В это время в литературе появились новые жанры, новые сти­ли, новые яркие имена. Одним из таких имен было имя Дениса Ивановича Фонвизина, автора знаменитой комедии «Недоросль», которая до сих пор не сходит со сцен известнейших театров. Писатель создавал свое великое произведение в период наивысшей политической зрелости, в пе­риод явного оппозиционного отношения к екате­рининскому самодержавию, что не могло не най­ти выражения в комедии. Его отрицательные ге­рои являются типичными представителями клас­са помещиков и дворян, носителями их самых низких и грубых черт.

Положительные же герои, наоборот, выступа­ют полной противоположностью помещичьей среде и всеми своими действиями и словами ра­зоблачают самодержавный строй. При дворе им­ператрицы «по большой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее», — говорит Стародум. Здесь «один дру­гого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле». Естественно, что нравы двора в еще более извращенной и преуве­личенной форме присутствуют в среде помещи­ков.

Н. В. Гоголь отмечал, что в своем произведе­нии Фонвизин вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Комедия «Недо­росль» действительно отличается большой соци­альной глубиной и резкой сатирической направ­ленностью.

Но если из названия можно сделать вывод о том, что основная проблема, затронутая автором, — это проблема истинного и ложного воспитания, то После внимательного знакомства с произведени­ем становится определенно ясно, что смысл, за­ложенный в него, намного глубже и серьезнее. Фонвизин отразил следствия основного конфлик­та эпохи: борьбы крестьянства с угнетателями-помещиками. Писатель показал все стороны ра­стлевающего влияния крепостного права и на народ, и на дворянство.

На первое место в комедии поставлена тема помещичьего произвола. С беззаконием и жесто­костью помещиков мы сталкиваемся уже с пер­вых страниц произведения: народный умелец крепостной Тришка, нигде не учившийся порт­няжному искусству, «изряднехонько» сшил каф­тан «дитяти» «деликатного сложения» Митрофа­ну, однако это не спасает его ни от брани поме­щицы Простаковой, ни от несправедливой пор­ки. Госпожа Простакова вообще чувствует себя полновластной хозяйкой в имении, потому гос­подствует нагло, деспотично, в полной уверенно­сти в собственной безнаказанности.

Сироту Софью она цинично использует исклю­чительно в собственных целях: хочет выдать де­вушку замуж за своего брата, для того чтобы зав­ладеть ее имением. На крестьян же эта «презлая фурия» смотрит не как на людей, а как на суще­ства низшей породы. С крестьянами и слугами она общается только с помощью грубых бранных слов, называя их не иначе, как «скот», «кана­льи», «старая ведьма». Она обдирает и без того бедных крепостных и при этом жалуется Скотинину: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».

Простакова «холопам потакать не намерена», целыми днями она «наводит порядок» в доме с помощью ругани и побоев: «С утра до вечера, — жалуется помещица, — как за язык подвешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь». Вер­ная, бесконечно преданная хозяевам служанка и нянька Митрофана Еремеевна получает в оплату за свой тяжкий труд «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». «Бестия», «каналья», «собачья дочь», «старая хрычовка», «уж я те от­делаю» — вот слова, которые слышит служанка от хозяйки в благодарность за преданную служ­бу. А уж если кто-то из слуг посмеет заболеть — то тут негодованию Простаковой не будет преде­ла. «Ах она бестия! Лежит. Как будто благород­ная!» — возмущается помещица, узнав о болез­ни дворовой девки Палашки.

Выступая с обличением крепостного права, Фонвизин показывает и его растлевающее влия­ние на крепостных. Так, служанка Еремеевна, рабски преданная своим хозяевам, совершенно теряет человеческое достоинство и, не думая о грозящей ей опасности, защищает Митрофана от Скотинина.

Комедия призвана вызывать смех. Но в отно­шении «Недоросля» это — смех сквозь слезы, горький смех. Не случайно П. А. Вяземский от­мечал, что образ Простаковой «стоит на меже трагедии и комедии». Эта невежественная, коры­столюбивая и безжалостная крепостница, страш­ная в приступе бешенства, по-своему чадолюби­ва. Но ее любовь к Митрофанушке также извра­щена, как все чувства помещицы. Потому и вы­растает он таким же деспотичным, жестоким, наглым, как его мать, к которой он относится со­вершенно равнодушно, не испытывая ни малей­шей благодарности.

Не многим отличается от Простаковых и се­мья Скотининых, где хозяин необычайно «мас­терски» собирает оброк и все свои убытки от со­седей сдирает с собственных крестьян. «Не будь я Тарас Скотинин, — хвалится он, — если у меня не всякая вина виновата».

Помещики, подобные Простаковым и Скотининым, смело творят беззакония, потому что зна­ют: они охраняемы самим государством. Они вов­се не считают грубое обращение с крепостными преступлением. Да это и не удивительно — ведь все указы они привыкли трактовать на свой лад. Так, например, Указ о вольности дворянства. Простакова воспринимает как «юридическое ос­вящение неограниченной власти… над личностью и собственностью крестьянина». Потому так воз­мущает ее закон, запрещающий пороть кресть­ян. «Дворянин, — с негодованием восклицает помещица, — когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»

Показывая нечеловеческую, звериную сущ­ность помещиков, Фонвизин широко вводит в свое произведение зоологизмы: брат Простаковой носит фамилию Скотинин; Кутейкин заставляет Митрофана объявить всему залу, что он «не че­ловек» и даже «не червь», а «скот»; Вральману кажется, что в имении Простаковых он жил «фсе с лошатками» и т. д.

Однако в комедии «Недоросль» автор высту­пает не только с обличением помещичьей нагло­сти и произвола. Он показывает низкую, ничтож­ную, трусливую сущность этих людей. Когда они оказываются наедине с сильным противником, то сразу же меняют свой тон и поведение. Так, Про­стакова униженно валяется в ногах у Правдина, умоляя не отдавать ее под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам.

Когда же ее простили, она всю злость за вы­нужденное унижение снова срывает на крепост­ных: «Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке».

Однако ее замыслам не суждено сбыться — имение уже взято под опеку. Писатель уверенно разоблачает деспотизм и произвол помещиков, приводя своих «антигероев» к логическому фи­налу: потерявшая неограниченную власть над крепостными, будучи отвергнута собственным сыном, Простакова выглядит жалко и унижен­но. И ей не от кого ждать сочувствия, так как в своей жизни она сама никого не жалела, никому не сочувствовала.

Комедия «Недоросль» имела огромный успех, что способствовало небывалому приливу творчес­ких сил у Фонвизина. В 1783 году он написал и напечатал в журнале «Собеседник любителей рос­сийского слова» несколько сатирических статей.

Кроме того, послал в журнал анонимные вопро­сы о внутреннем политическом положении Рос­сии. «Буде оные напечатаются, то продолжение последует впредь и немедленно, — писал автор в письме издателям журнала, среди которых была и сама Екатерина II. — Публика заключит тогда по справедливости, что если можно вопрошать прямодушно, то можно и отвечать чистосердеч­но». Реакция императрицы была резкой и кри­тичной.

Попыткам Фонвизина был положен конец. Но они уже зажгли искру протеста в умах передовых людей того времени. И оставалось только ждать, когда эти искры перерастут в яркий революци­онный огонь.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.