ТЕМА ПОМЕЩИЧЬЕГО ПРОИЗВОЛА В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА
Конец XVIII века характеризовался в России началом «революции в искусстве». В это время в литературе появились новые жанры, новые стили, новые яркие имена. Одним из таких имен было имя Дениса Ивановича Фонвизина, автора знаменитой комедии «Недоросль», которая до сих пор не сходит со сцен известнейших театров. Писатель создавал свое великое произведение в период наивысшей политической зрелости, в период явного оппозиционного отношения к екатерининскому самодержавию, что не могло не найти выражения в комедии. Его отрицательные герои являются типичными представителями класса помещиков и дворян, носителями их самых низких и грубых черт.
Положительные же герои, наоборот, выступают полной противоположностью помещичьей среде и всеми своими действиями и словами разоблачают самодержавный строй. При дворе императрицы «по большой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее», — говорит Стародум. Здесь «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле». Естественно, что нравы двора в еще более извращенной и преувеличенной форме присутствуют в среде помещиков.
Н. В. Гоголь отмечал, что в своем произведении Фонвизин вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Комедия «Недоросль» действительно отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью.
Но если из названия можно сделать вывод о том, что основная проблема, затронутая автором, — это проблема истинного и ложного воспитания, то После внимательного знакомства с произведением становится определенно ясно, что смысл, заложенный в него, намного глубже и серьезнее. Фонвизин отразил следствия основного конфликта эпохи: борьбы крестьянства с угнетателями-помещиками. Писатель показал все стороны растлевающего влияния крепостного права и на народ, и на дворянство.
На первое место в комедии поставлена тема помещичьего произвола. С беззаконием и жестокостью помещиков мы сталкиваемся уже с первых страниц произведения: народный умелец крепостной Тришка, нигде не учившийся портняжному искусству, «изряднехонько» сшил кафтан «дитяти» «деликатного сложения» Митрофану, однако это не спасает его ни от брани помещицы Простаковой, ни от несправедливой порки. Госпожа Простакова вообще чувствует себя полновластной хозяйкой в имении, потому господствует нагло, деспотично, в полной уверенности в собственной безнаказанности.
Сироту Софью она цинично использует исключительно в собственных целях: хочет выдать девушку замуж за своего брата, для того чтобы завладеть ее имением. На крестьян же эта «презлая фурия» смотрит не как на людей, а как на существа низшей породы. С крестьянами и слугами она общается только с помощью грубых бранных слов, называя их не иначе, как «скот», «канальи», «старая ведьма». Она обдирает и без того бедных крепостных и при этом жалуется Скотинину: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».
Простакова «холопам потакать не намерена», целыми днями она «наводит порядок» в доме с помощью ругани и побоев: «С утра до вечера, — жалуется помещица, — как за язык подвешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь». Верная, бесконечно преданная хозяевам служанка и нянька Митрофана Еремеевна получает в оплату за свой тяжкий труд «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». «Бестия», «каналья», «собачья дочь», «старая хрычовка», «уж я те отделаю» — вот слова, которые слышит служанка от хозяйки в благодарность за преданную службу. А уж если кто-то из слуг посмеет заболеть — то тут негодованию Простаковой не будет предела. «Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!» — возмущается помещица, узнав о болезни дворовой девки Палашки.
Выступая с обличением крепостного права, Фонвизин показывает и его растлевающее влияние на крепостных. Так, служанка Еремеевна, рабски преданная своим хозяевам, совершенно теряет человеческое достоинство и, не думая о грозящей ей опасности, защищает Митрофана от Скотинина.
Комедия призвана вызывать смех. Но в отношении «Недоросля» это — смех сквозь слезы, горький смех. Не случайно П. А. Вяземский отмечал, что образ Простаковой «стоит на меже трагедии и комедии». Эта невежественная, корыстолюбивая и безжалостная крепостница, страшная в приступе бешенства, по-своему чадолюбива. Но ее любовь к Митрофанушке также извращена, как все чувства помещицы. Потому и вырастает он таким же деспотичным, жестоким, наглым, как его мать, к которой он относится совершенно равнодушно, не испытывая ни малейшей благодарности.
Не многим отличается от Простаковых и семья Скотининых, где хозяин необычайно «мастерски» собирает оброк и все свои убытки от соседей сдирает с собственных крестьян. «Не будь я Тарас Скотинин, — хвалится он, — если у меня не всякая вина виновата».
Помещики, подобные Простаковым и Скотининым, смело творят беззакония, потому что знают: они охраняемы самим государством. Они вовсе не считают грубое обращение с крепостными преступлением. Да это и не удивительно — ведь все указы они привыкли трактовать на свой лад. Так, например, Указ о вольности дворянства. Простакова воспринимает как «юридическое освящение неограниченной власти… над личностью и собственностью крестьянина». Потому так возмущает ее закон, запрещающий пороть крестьян. «Дворянин, — с негодованием восклицает помещица, — когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»
Показывая нечеловеческую, звериную сущность помещиков, Фонвизин широко вводит в свое произведение зоологизмы: брат Простаковой носит фамилию Скотинин; Кутейкин заставляет Митрофана объявить всему залу, что он «не человек» и даже «не червь», а «скот»; Вральману кажется, что в имении Простаковых он жил «фсе с лошатками» и т. д.
Однако в комедии «Недоросль» автор выступает не только с обличением помещичьей наглости и произвола. Он показывает низкую, ничтожную, трусливую сущность этих людей. Когда они оказываются наедине с сильным противником, то сразу же меняют свой тон и поведение. Так, Простакова униженно валяется в ногах у Правдина, умоляя не отдавать ее под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам.
Когда же ее простили, она всю злость за вынужденное унижение снова срывает на крепостных: «Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке».
Однако ее замыслам не суждено сбыться — имение уже взято под опеку. Писатель уверенно разоблачает деспотизм и произвол помещиков, приводя своих «антигероев» к логическому финалу: потерявшая неограниченную власть над крепостными, будучи отвергнута собственным сыном, Простакова выглядит жалко и униженно. И ей не от кого ждать сочувствия, так как в своей жизни она сама никого не жалела, никому не сочувствовала.
Комедия «Недоросль» имела огромный успех, что способствовало небывалому приливу творческих сил у Фонвизина. В 1783 году он написал и напечатал в журнале «Собеседник любителей российского слова» несколько сатирических статей.
Кроме того, послал в журнал анонимные вопросы о внутреннем политическом положении России. «Буде оные напечатаются, то продолжение последует впредь и немедленно, — писал автор в письме издателям журнала, среди которых была и сама Екатерина II. — Публика заключит тогда по справедливости, что если можно вопрошать прямодушно, то можно и отвечать чистосердечно». Реакция императрицы была резкой и критичной.
Попыткам Фонвизина был положен конец. Но они уже зажгли искру протеста в умах передовых людей того времени. И оставалось только ждать, когда эти искры перерастут в яркий революционный огонь.