Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий — передовой человек своего времени, каким был и его создатель, выдающийся писатель и общественный деятель. В уста своего героя писатель вкладывает заветные чувства и представления о назначении человека, его участии в прогрессивном развитии своего народа. Но этот герой попадает в среду, которая совершенно невосприимчива к его идеям. Более того, она их отвергает и осуждает, что и составляет общественный конфликт рассматриваемого произведения.
Что же представляет собой та общественная среда, в которой оказывается Чацкий, вернувшись после трехлетних странствий в Москву? Это «фамусовское общество», названное так по имени главного антагониста Чацкого — Павла Афанасьевича Фамусова. Фамусов — типичный московский барин начала девятнадцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика.
Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карьера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. Фамусов не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажется, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. В то же время это не ходульная фигура, а живой человек с неоднозначным характером. Он обладает здравым смыслом, являющимся результатом богатого житейского опыта. Язык Фамусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторого остроумия. Он может быть обаятельным и гостеприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посочувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен раскрывшимся любовным романом между его дочерью и секретарем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадлежит власть. А безнравственность власти приводит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.
Еще более страшным представителем фамусовского общества является внешне неприметный и кажущийся безобидным Молчалин, который вслух заявляет: «В мои года не должно сметь свое суждение иметь», а втайне имеет те же «идеалы», что и Фамусов. Но пока он только в начале своей карьеры, ему приходится скрывать свои честолюбивые замыслы, и он проявляет главные достоинства: «умеренность и аккуратность». Верно сказал Николай Васильевич Гоголь, характеризуя Молчалина: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…» Можно предположить, что, когда подобные Молчалины «проберутся в люди», они своими пороками превзойдут и самого Фамусова.
В концентрированном виде фамусовское общество представлено на балу в его доме. Кто же присутствует там? Самый важный гость для хозяина — это полковник Скалозуб. Важный потому, что Фамусов прочит его в женихи для своей дочери Софьи. Достоинства будущего жениха в глазах Павла Афанасьевича выражает емкой формулой служанка Софьи Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы». Чацкий же совсем иначе оценивает эту личность: «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки». Тупая ограниченность этого персонажа прослеживается и в его собственных репликах. Когда его спрашивают о впечатлениях от Москвы, он отвечает: «Дистанции огромного размера». Скалозуб не лишен своеобразного юмора (отсюда, вероятно, и его фамилия), но юмор этот казарменного, так сказать, свойства. Когда его спрашивают, кем доводится ему Настасья Павловна, он пытается острить: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили».
Другие гости представлены впавшей в старческий маразм княжеской четой Тугоуховских с шестеркой дочерей; девяностолетней графиней Хрюминой с внучкой, которую она уже десятый год выдает и никак не может выдать замуж; старым плутом и картежником Загорецким, старухой Хлёстовой и им подобными.
Несколько особняком в этом ряду стоит Платон Михайлович Горич. Когда-то он считался весельчаком и лихим воякой, был близок с Чацким, но пребывание в фамусовском обществе коренным образом изменило его. Теперь он женился, отпустил брюшко и делает всё, что прикажет ему жена.
Каковы же представления и интересы фамусовского общества? Разговор на балу ведется о таких предметах, в которых никто из присутствующих ничего не смыслит. Суть разговоров: вред обучения, отношение к школам, университетам, книгам — свидетельствует о глубоком невежестве присутствующих. Вершиной их представлений становится призыв Фамусова: «Забрать все книги бы да сжечь!»
Естественно, что нормальный человек, каким является Чацкий, среди таких людей кажется инородным телом. Инородным настолько, что его монологи и рассуждения вызывают протест, выражающийся в пущенной жалким лгунишкой Загорецким с подачи Софьи сплетне, будто бы Чацкий повредился в рассудке. Сплетня дружно подхватывается всеми остальными, и Чацкого объявляют сумасшедшим.
Такова судьба человека с умом и талантом, стремящегося своей деятельностью приносить людям пользу, в фамусовском обществе.