Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — один из самых обаятельных женских образов русской литературы. Сам автор относится к ней с особым чувством — более нежным, чем к остальным своим героям. «Татьяна, милая Татьяна! — восклицает поэт, когда наступает критический момент в судьбе его героини. — С тобой я вместе слезы лью…». Можно ли откровеннее выразить авторскую симпатию! Чем же привлекла внимание своего создателя эта героиня, почему он испытывал по отношению к ней такие теплые чувства?
Многие пушкиноведы пытались отыскать жизненные прототипы Татьяны Лариной среди знакомых Пушкину женщин. Но ни одна их версия так и не подтвердилась. Сам поэт тоже оставил этот вопрос нерешенным. Когда в финале он произносит: «А та, с которой образован Татьяны милый идеал… — фраза так и остается незаконченной, лишь звучит элегический вздох: — О много, много рок отъял!» Относительно прототипов Татьяны самую неожиданную догадку высказал литературовед Ю. М. Лотман. Он предположил, что прообразом пушкинской героини послужил… сам Пушкин.
Казалось бы, трудно поверить такому фантастическому предположению: может ли мужчина быть прототипом женского образа? Но если вчитаться в страницы романа, посвященные
Татьяне, — можно увидеть множество сходных черт, объединяющих героиню и ее создателя. Вот, например:
Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)
С ее холодною красою Любила русскую зиму…
Но ведь и сам Пушкин с восторгом относился к русской зиме.
Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё…
И эта черта сближает Татьяну с автором, который с детских лет увлекался чтением.
Татьяна верила преданьям Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы…
Пушкин тоже был суеверным человеком и не раз в критических жизненных ситуациях поступал так, как подсказывали ему приметы. Достаточно вспомнить зайца, перебежавшего дорогу, когда он отправлялся в Петербург, где мог оказаться в рядах декабристов.
Но это всё, так сказать, внешние признаки сходства. А если вникнуть в глубину внутреннего мира Татьяны?..
Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной
Казалась девочкой чуждой. Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей…
Из биографии Пушкина мы знаем, что он также был нелюбимым ребенком в семье; на его долю мало досталось родительской ласки, а самым родным ему человеком была няня Арина Родионовна… Так ведь и у Татьяны няня — самый близкий человек. Именно ей она признаётся в том, что впервые влюблена!
Приходится сделать вывод, что гипотеза Лотмана отнюдь не беспочвенна. Действительно, многие свои заветные мысли и переживания Пушкин доверил «милой Татьяне»; она и в самом деле стала в романе «alter ego» автора. Такой взгляд на героиню помогает понять сущность ее образа. Первое, что нужно подчеркнуть в ее характере, — это полнота, глубина и искренность переживаемых ею чувств. Когда для нее пришла пора любви, она не думает о кокетстве и свойственных сестре Ольге женских уловках:
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя.
Полюбив Онегина, она открыто признаётся ему в этом, написав письмо с кристальной искренностью:
Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю.
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Ее простодушная откровенность трогает сердце искушенного в «науке страсти нежной» «специалиста»:
…получив посланье Тани.
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил…
Не разделяя чувств девушки, Евгений поступает с ней, по общему мнению, благородно. А что же Татьяна? Она не пытается бороться за любимого мужчину, смиряется со своей участью и отдается на волю судьбы, отказавшись от надежд на личное счастье. Но оно приходит к ней в свой черед, когда девушка становится женой заслуженного генерала и княгиней, вступает в высший свет петербургского общества. У нее есть всё, к чему стремилось большинство девушек ее круга: знатность, богатство, доступ на придворные балы и прочие развлечения. Однако все это не прельщает ее. Она называет этот показной внешний блеск «мишурой» и «ветошью маскарада».
Зеркальная композиция романа «Евгений Онегин» в заключительной главе меняет местами главных героев. Теперь Евгений страдает от неразделенного чувства к Татьяне и, в свою очередь, пишет ей любовное письмо. В финальной сцене мы узнаём, что и она по-прежнему любит Онегина. Но теперь она несвободна. Теперь ее поступками руководит чувство, которое в ее понимании выше любви: это чувство долга и чести.
«…Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна, —
таков нравственный кодекс героини. С житейской точки зрения можно было бы говорить о том, что положение не так уж безвыходно: случаются ведь и разводы. Почему бы Татьяне не развестись с мужем и не выйти замуж за Онегина? Но такой поступок противоречил бы сути нравственного облика Татьяны. И она делает единственно возможный для себя выбор — верность и честь. К этому же она призывает и Онегина:
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Это говорит о духовной близости героев. Но и еще раз указывает на родство любимой героини с самим автором. Ведь и ему во имя долга и чести предстояло выйти на смертельный поединок, чтобы жизнью оплатить верность своим нравственным идеалам.