Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина
В середине девятнадцатого столетия возникла литературная борьба между сторонниками гражданственного направления в поэзии, к числу которых принадлежали Николай Алексеевич Некрасов, Николай Александрович Добролюбов и другие литераторы, примыкающие к редакции журнала «Современник», и приверженцами так называемого «чистого искусства», видными представителями которого были Афанасий Афанасьевич Фет, Аполлон Николаевич Майков, Яков Петрович Полонский. Предметом полемики этих двух лагерей было понимание назначения поэта и поэзии. Первые полагали, что задача литературы, и в частности поэзии, в том, чтобы служить орудием политической борьбы за права народа. Вторые отрицали такой подход к литературе и считали главной эстетическую роль искусства, то есть красоту и совершенство художественной формы.
Любопытно отметить, что идеологи как одного, так и другого лагеря в доказательство правоты своих взглядов брали себе в союзники Александра Сергеевича Пушкина. Каким же было пушкинское понимание назначения поэта и поэзии?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тем произведениям великого русского поэта, в которых наиболее четко сформулировано пушкинское отношение к данной проблеме. Программными стихотворениями на эту тему являются прежде всего «Пророк» и «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Первое из них было написано в 1826 году, когда поэт вступил в пору творческой зрелости; второе — десять лет спустя, незадолго до завершения жизненного и творческого пути.
В стихотворении «Пророк» формулировка назначения поэта и поэзии содержится в заключительных строках, обращенных к лирическому герою:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Итак, задача истинного поэта, его божественное предназначение — в том, чтобы «вещим» словом зажигать человеческие сердца, вести народ на борьбу за свободу, за гражданские и социальные права. Что ж, похоже, что Некрасов и его единомышленники по праву считали Пушкина своим союзником.
Близкая по духу идея содержится и в пушкинском «Памятнике», где поэт утверждает:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Еще один увесистый довод в пользу сторонников гражданственного направления в поэзии. Значит, можно согласиться с аргументами «народных заступников»? Почему же они не убедили Фета и других творцов «чистой лирики»? Те ведь тоже были отнюдь не глупыми людьми…
Дело, оказывается, в том, что пушкинские раздумья над темой назначения поэта и поэзии не ограничиваются проанализированными выше шедеврами. Вот, например, еще одно стихотворение, которое также можно считать программным, датируемое 1830 годом: «Поэту». В нем Пушкин утверждает нечто совершенно противоположное процитированному выше:
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум…
И дальше: «Ты сам свой высший суд…». Как же так? В «Памятнике» поэт гордится тем, что долго будет «любезен народу», а тут призывает не дорожить народной любовью? А разве не в адрес того же «народа непосвященного» сказаны в стихотворении «Поэт и толпа» (1828) следующие гневные слова?
Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не пробудит вас лиры глас!
А перед этим и того больше: уже не народ, а «чернь тупая» упрекала поэта:
«Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней ?»
Заключительную же строфу этого стихотворения можно считать самым настоящим манифестом «чистого искусства»:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Получается, что и Фет с Майковым правы были, когда брали Пушкина в свои союзники?
Чтобы разрешить возникшее противоречие, попробуем определить, как понимал Пушкин ключевое для всех процитированных ранее поэтических произведений слово «свобода». Почти одновременно с «Памятником» поэт написал стихотворение: «Из Пиндемонти», где говорится:
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие, мне дороги права:
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни помыслов, ни совести, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья.
— Вот счастье! вот права…
Пушкинское понимание свободы, выраженное в этом стихотворении, шире любого социально-политического смысла. «Зависеть от царя, зависеть от народа», то есть жить при монархии или демократии — «не все ли нам равно». Главной ценностью поэта является свобода творчества, возможность выражать свои мысли и чувства независимо от чьих-либо мнений, опираясь лишь на собственные представления об истине, красоте и добрых чувствах.
Назначение поэта и поэзии Пушкин видел в том, чтобы пробуждать в читательских душах стремление к триединству истины, добра и красоты.