Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

План:

  1. Информация о художнике.
  2. Композиция картины.
  3. Особенности цветовых решений.

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

И. С. Тургенев

Георгий Григорьевич Нисский родился в 1903 г. В начале творческого пути молодой художник, ув­лекавшийся гонками на яхтах, большое внимание уделял изображению моря, романтической и таинс­твенной водной стихии. Во время Великой Отечес­твенной войны Г. Нисский создал ряд полотен историко-патриотического значения, в которых немалое место отводилось изображение природы. Это такие картины, как «На защиту Москвы», «Ленинград­ское шоссе», «Зенитная батарея у “Динамо”», «Сева­стополь», «Над Баренцевым морем».

Все же как пейзажист Нисский в большей сте­пени проявил себя в послевоенные годы. Художни­ка привлекала красота Подмосковья, которую он запечатлел в ряде живописных полотен, например «Подмосковная зима» (1951 г.), «Февраль. Подмос­ковье» (1957 г.). Сам художник полагал, что «Пейзаж Родины изменен, он уже не левитановский — он радостен и мажорен, и нужно увидеть его новым чувством, новым сердцем и новыми гла­зами и сделать новыми руками, иначе он не будет сегодняшним ».

Серия картин Нисского посвящена изображе­нию канала имени Москвы. Среди них выделяется «Радуга». Известно, что эта картина стала резуль­татом яркого впечатления, пережитого художни­ком. Однажды после грозы он увидел над мостом через канал радугу, очертания которой повторяли форму моста.

Нередко вдохновение и сюжеты новых картин приходили к художнику во время путешествий. Например, летом 1953 г. Нисский совершил круиз по Волге на яхте. После этой поездки художник соз­дал серию пейзажей, показывающих красоту и мощь великой русской реки. Примером может служить картина «Рыбинское море».

Величественная ширь русских просторов ощу­щается и в таких картинах Г. Нисского, как «Озер­ный край» и «Над снегами». Художник изображал не только нетронутые уголки природы. Его при­влекало изображение результатов человеческого труда. В частности, на картине «Над снегами» на фоне зимнего неба, над занесенными снегом поля­ми и лесами мчится скоростной лайнер. Детали со­временного быта присутствуют и на других поло­тнах художника. Например, на картине «Колхоз “Загорье”» изображены телевизионные антенны на крышах домов, автомашины, велосипедист.

Г. Г. Нисский скончался в 1987 г. Он имел звание народного художника РСФСР, был действитель­ным членом Академии художеств СССР. В 1951 г. был удостоен Государственной премии СССР. Его творчество оказало большое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи.

Остановимся подробнее на рассмотрении одной из наиболее известных работ художника. На кар­тине «Февраль. Подмосковье» художник изобра­зил не участок дикой природы, а территорию, окультуренную человеком. Примерно две трети верхней части картины занимает изображение не­ба. Линия горизонта четко обозначена полосой из едва намеченных темных силуэтов сосен. Даже при мимолетном взгляде на картину внимание сразу привлекает группа высоких сосен, располо­женная слева. Силуэт обелиска почти сливается с темным фоном, образованным ветвями деревьев. Сосны высажены на участке, огороженном низким бордюром. Самая высокая из группы сосен четко вырисовывается на фоне неба. Это дерево — самый высокий объект на картине. Своеобразным проти­вовесом темному массиву сосновых посадок слу­жит покрытый снегом холм, изображенный спра­ва. На переднем плане мы видим два небольших хвойных дерева, посаженных на достаточно боль­шом расстоянии друг от друга.

За полосой дальних сосен угадывается стена, в которой имеется проход, расположенный при­близительно в центре изображения. От этого про­хода тянется широкая дорога. Сначала она идет прямо, по направлению к зрителю, затем круто сворачивает вправо. Вдоль дороги намечены стол­бы электросети. По дороге движется автомобиль; у обочины виднеются две человеческие фигуры. Чуть ближе, на ровном заснеженном поле, можно различить фигуру лыжника в красной куртке.

Композиция картины основана на своего рода об­разном противопоставлении возвышенностей: вер­шин сосен, острыми пиками устремленных в зим­нее небо, и пологой вершины заснеженного холма.

Это противопоставление усиливается благодаря цветовому контрасту: сосны на фоне снега выглядят почти черными, тогда как вершина холма ослепи­тельно белая. Оба своеобразных композиционных центра четко обозначены: группу сосен с обелиском окружает бордюр, холм огибает дорога.

Тени на снегу обозначены четкими, геометриче­ски правильными участками. Они резко выделяю­тся на белом фоне темной голубизной. Небо — нежно-розовое, в вышине затянуто серыми тучками, особенно справа.

Итак, мы видим, что художник выбрал для изоб­ражения такую территорию, где природные объекты соседствуют с предметами, являющимися продукта­ми человеческой деятельности. Но давайте присмот­римся повнимательнее: на чем делает акцент худо­жник? Разве на автомобиле и столбах электросети? Нет. И даже не на людях — они тоже присутствуют на картине, однако вдалеке, едва различимыми си­луэтами. Несомненно, что особенности композиции выражают определенные мысли и переживания ху­дожника. И не только его одного — нередко мастер сам не отдает себе отчета в том, насколько глубоко его творение. Машина, придорожные столбы — это признаки человеческой эпохи, а деревья и холмы — признаки жизни Земли. Как бы ни были велики до­стижения человека, они преходящи и переменчивы; но природа была задолго до человека.

На фоне огромных просторов Земли человек по­рой кажется лишь песчинкой, мыслящей букашкой, век которой короток, словно танец мотылька в пла­мени. И тем не менее в настоящее время деятель­ность людей все больше и больше разрушает Землю, уродует ее красоту, отравляет воздух и воду… Дос­тижения науки сделали возможным уничтожение Земли и самого человечества. Запечатленные ху­дожниками мгновения безмятежности, созерцания природы и ощущения единения с ней — это попытка заставить людей задуматься о дальнейшей судьбе

Земли и своих потомков. Ни одно техническое при­способление не может быть прекраснее живого леса, и одно-единственное дерево — куда более сложный и загадочный объект, чем тысячи машин…

Следует отметить некоторые особенности цвето­вого колорита картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». Как уже отмечалось выше, худо­жник использовал контраст белого и черного цве­тов, который подчеркнут использованием розового фона (небо) и голубоватых теней на снегу.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.