Сочинение по картине И. И. Левитана «Вечерний звон»
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) родился в небольшом литовском городке Кибартай в семье мелкого служащего. Через несколько лет семья перебралась в Москву — отец надеялся, что его дети получат достойное образование.
Будущий художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 13-летнем возрасте. Его учителями были известные живописцы — А. К. Саврасов и В. Д. Поленов, которые быстро отметили дарование юноши. Однако период учёбы был омрачён сначала смертью матери, затем болезнью и смертью отца, необходимостью постоянно искать заработка, чтобы поддерживать полуголодное существование. Хотя Левитан учился очень хорошо, ему даже не выдали диплом художника — вероятно, из- за еврейского происхождения. Вместо этого молодой человек получил диплом учителя чистописания.
Первой значительной работой, принёсшей автору известность, стала картина «Тихая обитель», написанная в 1890 г. Эта картина, которая впервые была представлена зрителям на передвижной выставке 1891 г., сразу привлекла взоры и сердца и простых обывателей, и ценителей искусства. Художник А. Н. Бенуа, современник Левитана, так охарактеризовал первое впечатление от «Тихой обители»: «Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спёртое выставочное зало… »
Интересно, что мотивы и история создания «Тихой обители» во многом перекликаются с «Вечерним звоном», написанным чуть позже, в 1892 г. Как и «Тихая обитель», «Вечерний звон» отнюдь не является «портретом» конкретной местности. Это художественная фантазия, навеянная образами двух монастырей: Саввино-Сторожёвского под Звенигородом и Криво- зерского (иначе Кривоезерского или Кривоозерского) близ Юрьевца на Волге.
Впервые замысел картины появился у художника под впечатлением заката над Саввино-Сторожёвским монастырём. Когда же Левитан увидел Кривозерский монастырь под Юрьевцем, этот замысел, до того неосуществлённый, снова пробудился и воплотился даже не в одной, а в двух картинах.
Кривозерский монастырь до наших дней не сохранился. После 1917 г. Он, как и множество других монастырей был закрыт, а в 50-х гг. XX в. попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Закрывался и Саввино-Сторожёвский монастырь, но ему повезло больше: в начале 90-х гг. он был возрождён и ныне является действующим.
На картине Левитана «Вечерний звон» изображён пейзаж, который довольно типичен для среднерусской полосы. Изображение «схвачено» взглядом с одного из берегов реки — поросшего травой клочка земли в передней части картины. Основное изображение — роща в жёлто-зелёном осеннем уборе и монастырь — предстают вдали сказочным видением. И если в «Тихой обители» два берега соединены мостиком, пусть стареньким и шатким, то в «Вечернем звоне» связующей «нитью» между берегами могут служить лишь лодки. К берегу на первом плане картины примыкают потемневшие деревянные мостки — может быть, их иногда используют в качестве причала, может, стирают с них бельё в речке. Но у мостков лодок нет — две лодки стоят просто у берега. В одной из этих лодок сидит человек. Ещё одна лодка, полная народа, плывёт по реке.
На дальнем берегу прямо от кромки воды по склону идёт широкая проторённая дорога — к белым воротам в виде трёх соединённых между собой арок. На берегу, у самой воды, чернеют две крошечные фигурки — скорее всего, это монахи.
Справа от ворот — белый пятиглавый храм с зелёными куполами и скатами крыши. Сохранившиеся фотографии Кривозерского монастыря позволяют сделать вывод, что он и явился прототипом этого храма на картине Левитана.
Слева от ворот, среди золотого пламени осенних деревьев, изображён одноглавый храм с колокольней. Белоснежная колокольня возвышается над приземистой церковью с маленьким куполом. Стены церкви также белые, только крыша зелёная, как и у другого храма на картине. У этой церкви, образ которой навеян обликом Саввино-Сторожёвской обители, золочёный купол. Такой же купол и у её колокольни.
Значительную часть картины занимают изображения неба и воды. Раскинувшееся над пейзажем розовато-сиреневатое закатное небо в облаках занимает больше трети картины. Река по диагонали рассекает сушу, плавно обегает изрезанную линию берегов. В «зеркале» реки смутно отражаются и прибрежные заросли, и очертания храмов.
Художник не просто запечатлел образы двух монастырей на фоне незатейливого пейзажа — он сумел вложить в картину и удивительное ощущение мира и покоя, и даже неуловимый отзвук незримых колоколов…
Левитан использовал для своей картины название другого художественного произведения: «Вечерний звон» — это название известной песни на стихи И. И. Козлова и музыку А. А. Алябьева, написанной в 1827-1828 гг. Текст же, в свою очередь, является вольным переводом с английского языка стихотворения ирландского поэта Томаса Мура «Those evening Bells».
Не случайно, по-видимому, искусствовед А. А. Фёдоров-Давыдов назвал «Вечерний звон» Левитана одной из «наиболее «литературных» и философских» картин художника…