Сочинение по картине Н. Н. Дубовского «Притихло»
Выдающийся русский художник Николай Никанорович Дубовской родился 5(17) декабря 1859 года в Новочеркасске. Отец его был казаком-старшиной Области Войска Донского. Николай учился в Киеве, в военной гимназии. Однако более всего его привлекало искусство. Практически ежедневно он посвящал рисованию не менее двух часов в день. Поэтому директор гимназии дал родителям мальчика совет отправить сына учиться живописи. Николай Никанорович учился в Петербурге в Академии Художеств.
По призванию он был пейзажистом. Его привлекала красота природы, он буквально воспевал её в своих произведениях. Дубовской был не только художником, но и видным общественным деятелем. Он был членом и в дальнейшем стал одним из руководителей Товарищества передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок», это было самое значительное русское художественное объединение девятнадцатого века. В развитии русского изобразительного искусства его роль была очень велика.
Картина Н. Н. Дубовского «Притихло» была создана в 1890 году. Это был настоящий шедевр пейзажной живописи. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже картина была отмечена Большой серебряной медалью. Это произведение положило началом так называемому «пейзажу настроения», который в дальнейшем стал разрабатывать художник. Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского. Благодаря этому полотну Николай Никанорович по праву стал считаться одним из самых талантливейших русских пейзажистов.
Многие известные художники восхищались этой картиной. В. Н. Бакшеев, известный русский пейзажист, писал о картине «Притихло»: «Среди лучших произведений мировой живописи найдётся немного полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью выражено то, что принято называть настроением. Это действительно картина в полном смысле этого слова».
Нельзя не согласиться с высказыванием известного художника. Картина поражает своим великолепием и достоверностью. Природа на картине выглядит не просто реалистичной, а по-настоящему живой. И. И. Левитан писал об этом произведении: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а саму стихию, передать не всякий сможет».
В картине «Притихло» Дубовской открыл новый мотив. Он сам назвал его мотив «тишины перед грозой».
Художник воплотил этот мотив весьма интересным и необычным образом. Он изобразил грозовые тучи, которые подсвечиваются лучами солнца. Тучи расположены по горизонтали, они занимают практически всю верхнюю половину картины. Внизу расположена тёмная вода. В ней отражаются тучи.
Вдали мы видим тёмный берег. Он как бы находится между двух стихий — водой и небом. Земля кажется нематериальной, эфемерной. Впрочем, даже вода воспринимается как зеркало, в котором отражается небо. Только тучи кажутся осязаемыми, материальными. Они такие яркие, в них мощь и ярость всей стихии.
Сам художник описывал в одном из писем содержание своего произведения: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом «Притихло». Это и есть название моей картины».
Картина не может оставить нас равнодушными. Мы становимся очевидцами наступления грозы. Вся природа ожидает этого волнующего и тревожного мгновенья. Вот-вот разразится гроза. Кажется, будто мы сейчас услышим раскаты грома, и почувствуем холодные капли дождя.
Художнику удалось так достоверно передать краткий миг затишья перед бурей. Тревожная тишина кажется осязаемой и материальной. На картину хочется долго смотреть. И вместе с тем в душе возникает чувство тревоги. Ощущается приближение чего-то неотвратимого, пугающего, значительного и важного.
В Товариществе передвижных художественных выставок более 25 лет служил артельщик А. М. Каретников. Это был простой крестьянин, за долгие годы работы он стал хорошо разбираться в живописных произведениях. И, несмотря на отсутствие образования, он мог точно и лаконично выразить главное достоинство картины. Каретников говорил про картину «Притихло»: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали верёвку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол. В детстве боялся я грозы, особенно над Волгой, где жил, и сейчас мне показалось, что из- под страшной тучи сверкнёт молния и ударит гром. И рабочие говорят: «Что, испугался? То-то!»
Это очень точная характеристика самой сути картины. Художнику удалось как нельзя лучше передать особенность момента. И зритель чувствует всё, что хотел сказать творец.