Сочинение по картине В. Е. Маковского «Девочка с гусями в поле»
Владимир Егорович Маковский (1846-1920) родился в Москве, в семье известного деятеля искусств Е И. Маковского, который был одним из основателей знаменитого впоследствии Училища живописи, ваяния и зодчества, «кузницы» русских талантов. В этом учебном заведении учились и Владимир Маковский, и его брат Константин, также ставший художником.
Атмосфера творчества окружала их практически с рождения — в доме родителей часто бывали известные деятели искусства. Владимир Маковский рано заинтересовался рисованием. Это увлечение оказалось серьёзным. Первым наставником юного таланта стал художник В. А. Тропинин.
После окончания Училища живописи, ваяния и зодчества Маковский учился в Академии художеств в Петербурге. Впоследствии, став признанным мастером, Маковский преподавал в этих учебных заведениях.
Уже в первых работах проступили внимание и участие к «маленькому человеку», его печалям и радостям. Этот мотив проходит через всё творчество художника. Лучшими из его картин признаны незатейливые бытовые сценки.
К числу таких картин относится и «Девочка с гусями в поле». Маковский создал целый цикл полотен, посвящённых крестьянским детям. Художник стремился показать красоту, скрытую в обыденной, повседневной жизни простого народа. Маковский умел выделить, «ухватить» взглядом художника особый момент в незатейливых, казалось бы, ситуациях. Этот миг и становился сюжетом картины. Как говорил сам художник, «картина — не слово, она даёт одну минуту, и в этой минуте должно быть всё, а нет — нет картины».
Сюжет картины «Девочка с гусями» крайне прост. Девочка лет, может, десяти-двенадцати идёт по лугу, присматривая за гусями, которые важно выступают неподалёку от неё. Казалось бы, ничего особенного — сколько таких девчонок пасли гусей по русским сёлам!.. Однако в том и заключается мастерство художника, что он за обыденным увидел и сумел показать другим и выразительную индивидуальность юной пастушки, и красоту незатейливого пейзажа, типичного для среднерусской полосы, и своеобразную величественность птиц, хоть и далёкую от поэтичной грации лебедей.
Несомненно, что художник видел такие сценки, образ девочки, вероятно, имел реальный прототип. Но картина «Девочка с гусями» — не просто зарисовка с натуры. Художник вложил в картину и своё отношение к героине, симпатию к ней, подчеркнул её обаяние и естественную, непринуждённую грацию. Маковский тщательно выписал миловидное лицо девочки: спокойный, чуть лукавый взгляд, вздёрнутый носик, изящно очерченные губы. Пройдёт несколько лет — и она будет привлекать взоры и сердца юношей, не только красотой, но и весёлым, резвым нравом…
Композиция картины проста, как и сюжет. Фигура девочки помещена практически в центре полотна, рядом с ней на переднем плане, чуть пригнувшись к земле, вытягивает шею большой бело-серый гусь. Два других гуся идут друг за другом из глубины картины в сторону пастушки. Фон — зелёный луг и ясное голубое небо, которые делят картину практически на равные части по горизонтали. Справа луговина чуть всхолмлена, на небольшой возвышенности растут несколько реденьких кустарников. Вдали слева виднеется полоска леса.
Цвета фона — бледно-голубой и зелёный. Светлые тона, в которых выполнено небо, создают впечатление прозрачности. Среди зелени луга разбросаны белые цветы, на переднем плане тщательно выписаны отдельные травинки.
На общем фоне ярким пятном выделяется наряд девочки. На ней красный сарафан, надетый на красную сорочку более яркого цвета. Рукава сорочки доходят до локтей. Правой рукой девочка придерживает большой темно-синий передник, в котором лежит охапка полевых цветов. Тёмные волосы пастушки украшает венок из этих цветов. Левой рукой девочка придерживает длинную ветку с листьями, лежащую у неё на плече. Ветка нужна, чтобы направлять гусей; но сейчас в этом нет необходимости, птицы и так не удаляются от пастушки, поэтому она не пускает ветку в ход. Очевидно, юная пастушка, как и большинство особ женского пола, любит принарядиться, любит украшения: на шее у неё двойной ряд бус, в ушах серьги. Вряд ли, конечно, это дорогие вещи, но на ней они выглядят изящно и нарядно. Девочка идёт босиком — летом так ходило большинство крестьянских детей.
Художник не только придал значительность фигуре девочки и гусям, он сумел вложить в картину ощущение безмятежного летнего дня, мира и покоя, которых зачастую людям так не хватает. Поэтому-то, наверное, так притягивает взор эта картина, хочется смотреть на неё ещё и ещё…