Художественное пространство романа постепенно расширяется: Обломов получает письмо от своего управляющего из деревни о неурожае, недоимках, уменьшении дохода. Теперь перед нами уже не просто плохой хозяин дома, а нерадивый помещик, от которого зависят жизни крестьян и их семей. Выясняется, однако, что подобные письма от управляющего Обломов получает ежегодно, но план разных перемен и улучшений, который он хочет воплотить в жизнь, «еще далеко не весь обдуман». Таким образом, мы видим, что вместо того, чтобы принять срочные меры, чтобы исправить или хотя бы как-то улучшить ситуацию, Илья Ильич лишь в течение нескольких лет вяло размышляет о том, что можно сделать. Создается впечатление, что он вообще никогда не воплотит свой гениальный план. Герой обленился до такой степени, что по полчаса тратит на то, чтобы заставить себя встать с постели. И.А. Гончаров детально описывает, как Обломов медленно приподнимается, затем спускает одну ногу с постели, потом опять подбирает ее. Автор всеми средствами хочет подчеркнуть мягкотелость, нерешительность, оторванность героя от реальной жизни. Однако Илья Ильич умный и культурный человек. Он получил хорошее образование. У него добрый нрав. Не случайно его друг детства Штольц говорит о нем так: «Это — хрустальная, прозрачная душа».
Обломов провожает солнце, витая в обаятельных мечтах и мучительных заботах. Он живет своей глубокой внутренней жизнью, о которой никто не догадывается: «Все думали, что Обломов так себе, только лежит да кушает на здоровье. И что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове. Так о нем и толковали везде, где его знали».
От изображения конкретного героя И.А. Гончаров переходит к рассуждению об оскудении дворянского рода вообще: «Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома и, чай, валяются где-нибудь на чердаке; предания о старинном быте и важности фамилии все глохнут или живут только в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков».
На примере образа Захара, слуги Обломова, автор показывает, что русской народ привык уповать на барина. Даже детские капризы Ильи Ильича герой воспринимает как проявление господского права и видит в них «слабые намеки на отжившее величие». Таким образом, былое богатство рода Обломовых живет лишь в воспоминаниях старых слуг.
На примере образа Захара И.А. Гончаров убедительно показывает, как меняется в предреформенное время народное миропонимание. Слуга тонко ощущает себя на стыке двух эпох. С одной стороны, в нем еще живет формировавшаяся веками безграничная личная преданность барину. С другой стороны, его уже захватили новые общественные взгляды и веяния: он может соврать Обломову, любит выпить с приятелями за барский счет. Захар неопрятен, неловок. Это человек, который легко и быстро приспосабливается к любой ситуации,— самый распространенный в русском народе тип.
Теперь же барин стал настолько инертным, что, даже позвав слугу, не может вспомнить, зачем он это сделал. Захар же тонко чувствует, что на самом деле барину до пыли, за которую тот отчитывает его, и дела нет, поэтому и в характере Захара уже давно сформировалось равнодушие к своим обязанностям. Упреки Обломова он встречает однообразным отговорками («… За всяким клопом не усмотришь, в щелку к нему не влезешь», «Уберешь, а завтра опять наберется»). Создается впечатление, что и делать ничего в этой жизни не надо: ведь все равно всему есть один печальный итог. Когда же Обломов спрашивает, почему у других чисто, Захар отвечает: «А где немцы сору возьмут. Вы поглядите-ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына. А с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни… Где им сору взять? У них нет этого вот, как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого, изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму… У них и корка зря не валяется: наделают сухариков. Да с пивом и выпьют!» Так Гончаров вновь подходит к теме сопоставления русского (крепостнического) и европейского (капиталистического) менталитета. Он убедительно показывает, как лень и бесхозяйственность убивают в человеке радость жизни. Все важные дела Обломов стремится скинуть на завтра. В результате этого у него скапливаются не только изношенные вещи, но и неоплаченные счета. Принятие важных решений Илья Ильич также стремится переложить на плечи своего слуги. Когда Захар говорит, что им надо освобождать квартиру, Обломов ему отвечает: «Ты не беспокой меня, а там как хочешь, так и распорядись. Только чтоб не переезжать».