Рахметов суров. Не случайно Вера Павловна сначала считает его скучным, но, когда она знакомится с героем ближе, то понимает, «какой это нежный и добрый человек». Чернышевский представляет Рахметова читателю как человека нужного, способного привести Россию «к желанной цели». Подчеркивая важность героя в образной структуре произведения, писатель называет его и подобных ему людей «солью соли земной», «двигателями двигателей».
Продолжая жизнь в новом браке, Вера Павловна вновь организует швейную мастерскую. В первую она теперь приходит только как гость. Однако теперь она много времени проводит с мужем: они устраивают поэтические чтения, открыто обсуждают межличностные и социальные аспекты женского вопроса. Вера Павловна считает, что умных от природы женщин встречается даже больше, чем мужчин. Однако обстоятельства социальной жизни сковывают ее возможности: «Женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к развитию, и мотивы стремиться к развитию».
В физическом же плане организм женщины слабее, но крепче, чем мужской. Кирсанов как врач делает предположение о том, что «крепость организма слишком тесно связана с крепостью нерв. Вероятно, у женщины нервы эластичнее, имеют более прочную структуру, а если так, они должны легче и тверже выдерживать потрясения и тяжелые чувства». В то же время женщина «слишком часто мучится тем, что мужчина выносит легко». Во время разговора о женском вопросе Кирсанов утверждает: «Женщинам натолковано: «вы слабы»
— вот они и чувствуют себя слабыми, и действительно оказываются слабы». В качестве доказательства своей точки зрения он приводит исторический пример: «В средние века пехота воображала себе, что не может устоять против конницы, — и действительно, никак не могла устоять». Однако швейцарцы- пехотинцы решили, что «вовсе не для чего им считать себя слабее феодальной конницы. Австрийская, потом бургундская конница, более многочисленная, стала терпеть от них поражения при каждой встрече; потом перепробовали биться с ними все другие конницы, и все были постоянно разбиваемыми. Тогда все увидели: «а ведь пехота крепче конницы», — разумеется, крепче; но шли же целые века, когда пехота была очень слаба сравнительно с конницей только потому, что считала себя слабою». Этот пример призван развенчать сложившиеся стереотипы мышления. Однако Вера Павловна приводит и свой веский аргумент, объясняющий, почему мужчина оказывается в эмоциональном плане тверже женщины. У него, как правило, есть в жизни дело, которое нельзя отложить. И это помогает ему справляться со своими чувствами. Верочка говорит о том, что ей тоже нужно такое социальное дело, так как она хочет быть равной мужу во всем.
Вера тонко осознала разницу между первым и вторым браком. Лопухов готов был ради нее отказаться от научной карьеры. Он протянул ей руку помощи, но вообще «рука эта была далеко от нее». Кирсанов же протянул ей руку поддержки. Он был заинтересован в ее делах так же, как она сама. И заинтересованность эта обоюдна. Не случайно Вера Павловна едет с мужем в гошпиталь. Она начинает серьезно заниматься медициной. Символично, что Лопухов не курит подаренные Верой сигары, а Кирсанов приносит ей ее любимый чай прямо в постель. А после чая берет сигару. Супругов объединяет общее дело: Саша занимается с Верой медициной. Кроме того, героиня осваивает и математику, и латинский язык. Интересным фрагментом романа является отступление о синих чулках. В нем Н.Г. Чернышевский рассказывает о том, что взаимная очарованность мужчины и женщины в прежние времена исчезала довольно быстро. У «новых людей» любовь все больше и больше озаряет их жизнь. Секрет этого заключается в уважении к свободе того, с кем живешь. Н.Г. Чернышевский учит смотреть на жену как на невесту, которая каждую минуту имеет право прогнать тебя прочь: «Признавай ее свободу так же открыто и формально, и без всяких оговорок, как признаешь свободу твоих друзей чувствовать дружбу к тебе, и тогда
— через десять лет, через двадцать лет после свадьбы ты будешь ей так же мил, как был женихом. Так живут мужья и жены из нынешних людей». Описывая «новых людей», Н.Г. Чернышевский жалеет лишь о том, что на каждого такого человека в современном обществе приходится целый десяток допотопных. Взаимная поддержка окрыляет обоих супругов. Кирсанов признается Верочке в том, что раньше чувствовал себя чернорабочим, мелким тружеником в науке, а теперь понимает, что от него начинают ждать большего. Кирсанов мечтает переработать целую большую отрасль науки — все «учение об отправлениях нервной системы». Любовь возвратила ему свежесть первой молодости. В афористичных фразах Н.Г. Чернышевский раскрывает читателю свое понимание любви: «Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви», «Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться», «У кого без нее не было бы средств к деятельности, тому она дает их. У кого они есть, тому она дает возвышаться до независимости», «Только тот любит, у кого светлеет мысль и укрепляются руки от любви».
Однако писатель не ограничивается сухими фразами. В четвертом сне Вера Павловна видит прекрасный пейзаж, для создания которого Н.Г. Чернышевский не жалеет цветовых эпитетов, лейтмотивом зарисовки является свет. Центральными образами — цветы, птицы. Природа радуется, излучает бесподобные ароматы. У подошвы горы, на окраине леса, Вера Павловна видит высокий дворец. В нем идет роскошный пир, во время которого встает поэт, который рассказывает историю любви, меняющуюся на протяжении тысячелетий. При рабовладельческом строе женщина была рабыней, которую покупал хозяин. Ее украшали золотыми браслетами, но эти браслеты были похожи на кандалы. Женщина была обязана повиноваться своему господину, иначе он мог убить ее. Конечно, в таких условиях нельзя было говорить о настоящей любви. Этому рабству в четвертом сне покровительствует царица Астарта — сирийская богиня любви и плодородия. В античные времена любви покровительствует Афродита. Женщине здесь поклоняются как источнику физического наслаждения для мужчины. Ее запирают в гинекей, чтобы только ее господин мог наслаждаться ее красотой. В этом царстве женщина тоже не имела права любить. В средние века был распространен рыцарский поединок, победитель которого получал право поклоняться своей даме сердца. Мужчина любил женщину, пока не касался ее. Царицей любви становилась непорочность — Дева. Как только женщина становилась женой, мужчина запирал ее и переставал любить. В новом царстве любовь, по мысли Н.Г. Чернышевского, должна стать свободным чувством для обоих: и для мужчины, и для женщины. «Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее как на свою принадлежность. Тогда она любит его, как он любит ее, только потому, что хочет любить, если же она не хочет, он не имеет никаких прав над нею, как и она над ним», — пишет автор. В финальной же части сна Вера Павловна видит огромное здание, поля, сады. Все это, по мысли Н.Г. Чернышевского, является атрибутами прекрасного будущего.
Изображение общества будущего является одной из центральных задач в произведении. Н.Г. Чернышевский раскрывает перед читателями свой проект построения нового мира. В этом мире нет ни бедных, ни богатых. Все живут одной семьей. Каждый человек трудится в меру своих сил. Молодежь работает на полях. Несмотря на жаркий день, труд не изнуряет ее, так как уровень механизации очень высок. Многие операции полностью выполняют машины. Люди трудятся сообща. Подбадривая друг друга, они все время поют песни. Такая работа приносит им радость и удовлетворение. Благодаря такому методу бесплодная пустыня превратилась в плодороднейшую землю. Н.Г. Чернышевский предложил интересный способ оплаты труда. Определенную долю материальных благ из общего дохода человек получает бесплатно. А за особые вещи или прихоти существует особый расчет. Внешний облик людей будущего также прекрасен. Они цветут здоровьем, силою, стройны и грациозны, их черты энергичны и выразительны. Среди них почти нет стариков, так как условия жизни таковы, что люди стареют очень медленно.
В своей благородной деятельности по организации швейных мастерских Вера Павловна находит верную помощницу
— Катерину Васильевну Полозову, богатую наследницу, которая едва не умерла от несчастной любви. Она была мечтательна, романтична и часто воображала себя героиней романов Жорж Занд. Вскоре ее супругом становится таинственный англичанин Чарльз Бьюмонт, который очень хорошо говорит по-русски. Конечно, проницательный читатель сразу же понимает, что под этим именем в жизнь Кирсановых снова входит Лопухов. Теперь, когда прошло время и он устроил свою личную жизнь, он вновь может воссоединиться со своими друзьями, но уже не мешает их счастью, а лишь рад, что помог им обрести друг друга.
Отличительная черта произведения Н.Г. Чернышевского
— публицистическая заостренность. После выхода романа прошло уже более ста лет, но по-прежнему современно и ак туально звучат авторские строки, обращенные к читателю: «Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их — их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь — наблюдать ее интересно, думайте — думать завлекательно».
Интересны суждения Н.Г. Чернышевского о труде и отдыхе: «В труде и в наслаждении люди влекутся к людям общею могущественной силою, которая выше их личных особенностей. — расчетом выгоды в труде; в наслаждении — одинаковыми потребностями организма. В отдыхе не то. Это не дело общей силы, сглаживающей личные особенности: отдых наиболее личное дело, тут натура просит себе наиболее простора, гут человек всего больше выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него». Есть люди замкнутые, есть общительные. Но каждому человеку хочется, чтобы в душе был замкнутый уголок, так называемая своя особая комната, для себя одного. Н.Г. Чернышевский пишет, что порой в мир внутренней жизни залезает «всякий за всяким вздором, и чаще всего не более как затем, чтобы почесать язык о вашу душу».
В структуру романа включены письма, которые призваны расставить дополнительные акценты в отношениях между героями. Письма привносят в повествование дополнительную психологическую тонкость.
С именем Н.Г. Чернышевского связана целая эпоха в истории нашей страны. Его вклад в развитие русского освободительного движения огромен. Но великому революционеру- демократу не удалось избежать некоторых ошибок. Николай Гаврилович считал, что при определенных условиях возможно развитие высшей формации из нижней, минуя промежуточные. Прогрессивная молодежь читала роман с восхищением. Произведение имело огромное значение в формировании у последующих поколений общественного мировоззрения. Редактор научного издания «Что делать?» в серии «Литературные памятники» С.А. Рейсер писал, что роман сыграл колоссальную роль не только в художественной литературе, но и в истории русской общественно-политической борьбы.
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» явился новаторским в русской литературе второй половины XIX века не только как роман, принесший в полемику общественной мысли того времени множество новых идей. Он привнес в литературу новаторство и в жанровом плане, обозначив появление жанра интеллектуального романа в России.