Отцы и дети
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был создан в начале 60-х годов XIX века, а в конце 50-х на Россию обрушился кризис. Крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства. Реформа была необходима, и в 1856 году Александр Второй решил, что лучше освободить крестьян «сверху», чем они это сделают «снизу». Накануне отмены крепостного права в стране резко обострилась идейная борьба между демократами и либеральным дворянством. Этот конфликт и лег в основу нового произведения И.С. Тургенева. Автор придавал роману большое значение. «Отцы и дети» должны были решить важнейшие политические, философские и эстетические вопросы того времени.
Работу над романом И.С. Тургенев начал осенью 1960 года. Манифест об отмене крепостного права вышел в самый разгар работы и наложил отпечаток на его содержание. И.С. Тургенев почувствовал необходимость представить на общественный суд нового героя — врача, материалиста, человека, живущего практическими категориями. Известно, что интерес к естественным наукам в 60-е годы носил особое распространение. В июле 1861 года роман был завершен, а рукопись его направлена в журнал «Русский вестник». В первоначальной редакции образ Базарова был обрисован в весьма положительных тонах. По требованию редактора журнала М.Н. Каткова И.С. Тургенев с сентября 1861 года по январь 1862 года переделывал роман, снизив при этом идейную и моральную оценку образа Базарова. В таком виде роман вышел в 1962 году в журнале «Русский вестник». Роман вызвал среди читателей многочисленные споры. Дворяне решили, что Тургенев прославляет разночинцев. От Ивана Сергеевича отвернулись многие друзья. Ему стали приходить оскорбительные письма. Разночинцы не поняли значение образа Базарова. Они считали его карикатурой, клеветой на революционеров-демократов. В адрес автора посыпался поток обвинений. Однако роман «Отцы и дети» с исторической точки зрения имеет большое значение. И.С. Тургенев реалистично охарактеризовал в нем эпоху шестидесятых годов. Из произведения мы узнаем о быте, разговорах и мыслях людей середины XIX века.
Готовя роман к отдельному изданию, И.С. Тургенев частично восстановил первоначальный текст, посвятив издание памяти В.Г. Белинского.
Герои произведения делятся на «отцов» и «детей». К первому лагерю принадлежат либералы, ко второму — демократы. На протяжении всего романа враждуют, спорят между собой Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров, ведется непримиримая борьба старого с новым. Таким образом, центральный конфликт романа является не извечным конфликтом «отцов» и «детей», а столкновением основных социально- политических взглядов эпохи.
На первых же страницах романа мы знакомимся с братьями Кирсановыми. Оба они генеральские сыновья. Николай Петрович закончил университет, женился. У него родился сын Аркадий. В браке Николай Петрович был счастлив: «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичным двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством, а Аркадий рос да рос — тоже хорошо и тихо. Десять лет прошло как сон». Однако супруга Николай Петровича безвременно скончалась. В романе мы уже видим героя совсем седым, пухленьким и немного сгорбленным барином лет сорока с небольшим. На крыльце постоялого двора он ждет своего сына Аркадия. В характере Николая Петровича И.С. Тургенев неизменно подчеркивает доброту: он с нежностью целует сына, умиленно улыбается. Читатель сразу понимает, что перед ним добрый и открытый человек.
Чуть позже И.С. Тургенев представляет нам второго брата — Павла Петровича Кирсанова. Первое, что бросается в его облике, — необычайный для житья в деревне лоск. Павел Петрович одет в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки. И.С. Тургенев не ограничивается общим описанием героя: он дает детализированный портрет: «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов».
В романе не раз упоминается о красоте героя и о том, что он пользовался необычайным успехом у женщин. Но красота не могла принести ему счастья. Роковая связь с княгиней Р. помешала герою создать семью. Он так и остался холостяком. Путешествуя, Павел Петрович возил с собой серебряный несессер. От него пахло «благородными» духами. Каждая портретная деталь («красивая рука с длинными розовыми ногтями», «снежной белизны рукавчик, застегнутый одиноким крупным опалом») подчеркивает аристократическую изысканность облика героя. Эту же цель преследуют «китайские красные туфли», которые Павел Петрович надевает в кабинете, и интерьер самого кабинета: гамбсовое кресло, камин. И.С. Тургенев не стремился выставить либеральную интеллигенцию в комедийном свете, но невероятная страсть Павла Петровича к изысканным нарядам после очередного детализированного описания уже начинает выглядеть карикатурно: «Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упирались в выбритый подбородок». Братья Кирсановы ярко противопоставлены друг другу в сцене знакомства с Евгением Базаровым, которого Аркадий привез погостить в имение. Если Николай стиснул его руку, «которую тот не сразу ему подал», то Павел Петрович Базарову «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». О скрытности и самолюбии Павла Петровича свидетельствует и его манера держаться во время ужина, когда он медленно похаживает с рюмкой красного вина по столовой и произносит какое-либо «замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!». Добрый и доверчивый Николай Петрович, наоборот, рассказывает много разных историй.
На Базарова, однако, наибольшее впечатление производит именно Павел Петрович. Он словно предчувствует горячие идейные споры с этим человеком. Противопоставляя в образной структуре романа образы Базарова и Павла Петровича, И.С. Тургенев не раз акцентирует внимание и на внешности Евгения. Когда он, например, встречает утром в саду аристократично одетого Кирсанова, на нем надето полотняное пальто и панталоны. Все это запачкано в грязи, так как он только что занимался ловлей лягушек для опытов, а на старой круглой шляпе его комично примостилось болотное растение. Внешний вид героев красноречиво свидетельствует о диаметрально противоположном отношении к жизни. Павел Петрович живет, чтобы наслаждаться красотой, роскошью, светскими беседами, а Базаров ищет практическую пользу.