НАРОДНОСТЬ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
Крупнейшее и самое значительное произведение великого русского поэта Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является не только остросоциальным произведением, но еще и ярким, красочным и реалистичным описанием жизни русского крестьянства. Поэма выстроена таким образом, что семеро мужиков, отправившиеся на поиски главной цели любого человека — счастья, оказываются на вторых ролях. Они, хотя и появились перед читателем в самом начале как главные герои, затем уступили место другим персонажам, которых можно, в свою очередь, объединить в некий грандиозный и многоплановый образ народности.
В нашем понимании слово «народность» может быть применено в двух значениях.
Первое значение — это нация, культура, общество. Второе — это свойство, присущее произведению, делающее его понятным и интересным не только для некоего круга избранных читателей, но и почти для каждого, кто заглянет на его страницы. При этом совершенно неважно, к какому сословию принадлежит этот читатель.
По отношению к поэме «Кому на Руси жить хорошо» термин «народность» применим в обоих значениях. Поэт анализирует в своем произведении состояние общества, раскрывает психологию представителей различных его слоев, их взаимоотношение. Вместе с этим поэма написана языком живым, почти что разговорным, совершенно лишенным непонятной простому человеку велеречивости. Языковое богатство ее также огромно — поэт охотно употребляет многочисленные просторечия, диалектные и архаичные слова: «фалетур» — форейтор, «наян» — нахальный, назойливый человек, «дормез» — тяжелая карета со спальными местами. Порождаемый таким образом национально-народный колорит украшает поэму и придает ей совершенно неповторимый облик.
Рассматривая народность в первом значении, Некрасов создает многочисленные образы разной важности и значительности. Их роднит между собой живость описания и достоверность. Наверняка Некрасов не один раз и не два сталкивался с людьми, подобными тем, которых он впоследствии опишет в своей поэме.
Персонажи поэмы вводятся автором не только для того, чтобы отвечать на ее заглавный вопрос. Они, тоже по воле автора, формируют его позицию в отношении того, кто является настоящим представителем русской народности.
Поскольку Некрасов всегда отрицательно оценивал ситуацию в государстве, а также считал помещичье землевладение наряду с церковными вольностями источником всех бед простого народа, мы получаем не очень-то лицеприятные портреты представителей данных социальных групп.
Священник, которого автор описывает в поэме, является типичным представителем сельского духовенства, жившего за счет своих прихожан. Тем самым создавалось ощущение того, что служители церкви живут едва ли не подаяниями. Однако на самом деле сельский церковный приход — это отнюдь не только крестьянство. Это еще и помещики, землевладельцы. Благодаря им пожертвования на церковь зачастую достигали баснословных размеров.
Во всяком случае так было тогда, когда крепостное землевладение еще не достигло кризисного состояния, и потому сельская жизнь была не менее достаточной и престижной, чем городская. Впоследствии, когда крепостничество изжило себя, стало убыточным, стало тормозить развитие общества, богатые люди стали больше обращать внимания на город.
О тех славных для церкви временах, когда богатство помещиков так или иначе оседало в их руках, поп — герой поэмы вспоминает с ностальгией:
А ныне уж не то!
Как племя иудейское,
Рассеялись помещики.
Теперь уж не до гордости Лежать в родном владении,
Да и владенья многие Барышникам пошли.
На эти слова священника Некрасов не упускает возможности заметить устами героев, что все это лицемерие и на самом деле духовенство ведет образ жизни, который можно назвать процветающим. Во многом автор прав, но на самом деле общий упадок хозяйства коснулся и священников. В отдельных приходах духовенство жило едва ли намного лучше простого крестьянина.
Помещик автором тоже был выбран очень типичный — кичащийся своей голубой кровью и многолетней родословной. Ничего, что дворянство было получено за непочетную службу, а кое-кто из предков был преступником. Главное, существуют соответствующие записи в книгах дворянского собрания.
Оптимизма в мировоззрении Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева ничуть не больше, чем у священника. Только он горюет скорее о тех временах, когда его власть в поместье была неограниченной, когда для своих крепостных он был превыше царя и Бога. Отмена же крепостного права существенно урезала его права, нанесла, по меркам дворянским, оскорбление, поставив помещика значительно ниже по отношению к простому крестьянину, нежели ранее:
Порвалась цепь великая —
Теперь не бьем крестьянина,
Зато уж и отечески Не милуем его.
Помещик Оболт-Оболдуев сильно оскорблен и унижен таким положением — рано или поздно наступит время, когда его временнообязанные крестьяне станут собственниками земли и придет конец его привилегированному положению.
Но если Гаврило Афанасьевич способен принять, пусть и скрепя сердце, существующее положение дел, то другой значительный персонаж поэмы — Утятин, лишившийся разума и полупарализованный, живет в выдуманном для него замкнутом мирке. «Изобретатели» этого мирка — наследники, желающие добраться до богатств Утятина. Несмотря на былое свое самодурство, больной и полусумасшедший Последыш-Утятин вызывает жалость. Он стал жертвой интриги, но находится в неведении относительно замыслов родни. Он похож на муху в паутине.
Спектакль, разыгрываемый наследниками, вынуждены поддерживать также и бывшие крепостные крестьяне Утятина. Им за это обещают пойменные луга по Волге, которые были владением князя. Эти луга — очень ценная земля. Затапливаемые по весне разлившейся рекой, летом они дают богатейший сенокос. А для крестьянина всегда было очень важным, если не главным, обеспечить скотину кормом на зимнее время. Плата за притворство кажется крестьянам удовлетворительной. Беда лишь в том, что наследники князя не очень-то и собираются выполнять условия договора:
А за луга поемные Наследники с крестьянами Тягаются доднесь.
Таким образом, Некрасов высказывает свое невысокое мнение о помещичьем и духовном сословиях России. Он полагает, что истинными носителями русской народности являются в значительно большей степени простые люди, представители прежде низшего класса. В подтверждение своей мысли он демонстрирует нам целую галерею положительных и вызывающих симпатию образов выходцев из народа. Важнейшими из них, безусловно, являются Савелий и Матрена Тимофеевна.
Савелий превозносится Некрасовым как настоящий русский богатырь. Поступок, за который Савелий попал на каторгу, становится, таким образом, аналогом былинного подвига, как бы проявлением готовности даже ценой смерти отстоять свободу.
Образ Савелия, почти столетнего старика, значительно приукрашен автором. Некрасов создает вокруг него ореол таинственности и уверенности. Савелия можно сравнить с таким знаменитым героем русского фольклора, как Илья Муромец.
Матрена Тимофеевна также преподносится читателю, как героиня в полном смысле этого слова. Она действительно ведет жесточайшее сражение за собственную жизнь с безжалостными обстоятельствами.
Выданная замуж на чужбину, Матрена становится для семьи мужа просто лишним ртом, не встречает ни любви, ни сочувствия.
Впоследствии Матрена ужасным образом теряет своего сына, ее мужа забирают незаконно в рекруты — то есть обстоятельства безжалостно берут ее на излом.
Потрясающую твердость проявляет в сложившихся условиях эта женщина. Никакие трудности не могут ее согнуть. Читатель может только восхищаться этой героической женщиной вместе с Некрасовым.
Даже прозвище Матрены Тимофеевны дано ей не просто так. Губернаторшей женщину стали называть тогда, когда, защищая своего мужа Филиппа от рекрутчины, она сумела пробиться к супруге губернатора и отстоять свою правду. И хотя сама Матрена Тимофеевна говорит, что женщины счастливой на Руси не сыскать, все-таки читатель проникается ее внутренней силой и живостью созданного Некрасовым персонажа.
Некрасов выстраивает свою поэму таким образом, что получается постоянное противопоставление крестьянина — простого человека и правящих слоев — помещиков, попов, чиновников. Причем власть имущие практически не вызывают симпатии. По мнению Некрасова, они давным-давно растеряли свой жизненный и творческий потенциалы, стали тормозами на пути прогресса. Все персонажи поэмы, которые облечены властью над крестьянами, полностью лишены воли к жизни, стремление к творчеству, которыми обладает народ.
Некрасовские простые люди являются истинными носителями народности. Они привыкли не просто терпеть трудности и невзгоды, а могут побеждать их, отстаивать себя и помогать другим. Дух взаимовыручки, чувство локтя, умение сплотиться — вот черты простого народа. Иллюстрацией тому является история мельника Ермилы Гирина, которому срочно понадобились деньги, чтобы отстоять в суде мельницу. Люди доверяли Гирину, и он собрал даже больше, чем рассчитывал. Но он не просто выпросил, забрал деньги у других, как это сделали бы другие. Его поступок благороден:
Глядеть весь город съехался,
Как в день базарный, пятницу,
Через неделю времени
Ермил на той же площади
Рассчитывал народ…
Рубль лишний, чей — бог ведает!
Остался у него.
Весь день с мошной раскрытою
Ходил Ермил, допытывал:
Чей рубль? да не нашел…
Отдал тот рубль слепым.
Народ умеет быть честным не во имя каких-то выдуманных законов дворянской совести, а чисто по-человечески.
Народность поэмы выражается не только в ее доступности каждому, но и в построении, в яркости и сочности языка.
Поэма представляет собой нечто вроде сказки, подобную тем, какие можно было услышать от бродячего сказителя. Это увлекательное повествование с элементами волшебства, местами смешное, местами грустное. В ткань поэмы поэт талантливо ввел массу народных прибауток, песен и легенд.
Саму поэму, кстати, тоже можно петь. Она написана в очень мелодичном ритме, местами слегка изменяющемся и как бы требующим, чтобы здесь не читали, а пели. Можно с уверенностью говорить, что даже грамотный крестьянин не принял бы «Кому на Руси жить хорошо» за высокопарное поэтическое творение, пустую потеху искушенной публики. Поэма содержит в себе множество вещей, насущных для труженика села, в ней рассказывается о том, что наболело практически у каждого человека.
Таким образом, народность в поэме двойственна. Это и социальная подоплека произведения, и его языковая, традиционная схема. Некрасов смог сделать то, чего не удавалось очень многим. Он написал воистину народное произведение.