Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Для понимания характера главного персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина важное значение имеет тема судьбы. Сначала читатель знакомится с этим персонажем по рассказу Максима Максимыча (повесть «Бэла»). Затем мы видим его глазами странствующего офицера (повесть «Максим Максимыч».) И наконец, когда в руки этого офицера попадает «Журнал Печорина», читатель может получить представление об этом загадочном и незаурядном человеке изнутри, из его собственного рассказа о себе. Но еще прежде чем содержание журнала станет известным читателю, мы узнаем, что автора дневника уже нет в живых. Таким образом, знакомясь с «Журналом Печорина», мы заранее видим его фигуру в трагическом ореоле. Все связанные с ним события воспринимаются по-особому именно из-за его трагической судьбы.
«…Такова была моя участь с самого детства, — признаётся Печорин княжне Мери. — Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». В этом признании Печорина звучит его убежденность в том, что все дурные качества его характера были предопределены судьбой, что не он сам, а другие сделали его таким, каков он есть. Похожее признание делает он и Максиму Максимычу: «…у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Такие мысли Печорина можно расценить как попытку уйти от ответственности за свои поступки, свалить их на эту самую судьбу.
Особенно остро тема судьбы поставлена в заключительной повести романа — «Фаталист». В ней Печорин заключает пари со своим сослуживцем поручиком Вуличем о том, существует ли предопределение. Для того чтобы доказать свою точку зрения, Вулич подвергает себя смертельному риску — и остается жив. Но Печорин, которому привиделся на лице Вулича «какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы», предсказывает ему, что тот нынче же умрет. И предсказание Печорина сбывается! Еще не зная об этом, он размышляет наедине с собой: «…были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою…» В этих словах намечено понимание того, что назначение человека в том, чтобы не смиряться, а бороться с собственной судьбой, другими словами, самому создавать ее, а не быть фаталистом. И после гибели поручика от руки пьяного казака Печорин, чтобы проверить себя, вызывается схватить убийцу, рискуя собственной жизнью. «Подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу», — пишет он в своем «Журнале». И отчаянная храбрость Печорина помогает ему победить в схватке. Тем самым он избавил от опасности своих товарищей. И в этом его отличие от Вулича, чей поступок был безрассудным. Печорин же в данном случае вступил в поединок с судьбой ради жизни других людей.
Однако, когда он рассказал о случившемся простодушному Максиму Максимычу, «который не любит метафизических прений», тот, предположив совсем не мистическую причину случая с Вуличем («…эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь пальцем»), заключает расхожим присловьем: «…видно, уж так у него на роду было написано!..» И роман заканчивается, заставляя читателя вновь и вновь размышлять над глубинами его содержания.