Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, вслед за своим прямым литературным предшественником пушкинским Онегиным, становится ярким представителем типа «лишнего человека». Как и Онегин, пустоту своей жизни, отсутствие в ней полезной деятельности он пытается заполнить женской любовью. Поэтому женские образы в романе Лермонтова очень важны для понимания характера героя.
По ходу действия романа мы близко знакомимся и с дикой горянкой Бэлой, и с обаятельной княжной Мери, и с загадочной Верой. К ним можно добавить эпизодический персонаж из повести «Тамань» — безымянную восемнадцатилетнюю подругу «честного контрабандиста» Янко.
Каждый женский образ в романе резко индивидуален и по-своему привлекателен. Если рассматривать отношения Печорина с женщинами в хронологической последовательности, то первой из перечисленных в его жизнь входит Вера. Это замужняя дама. Печорин любит ее давно и, насколько можно судить по его поведению, достаточно глубоко. Так, когда он получил ее прощальное письмо, то вскочил на коня и помчался за ней вдогонку. А затем, когда остался без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Впрочем, эта вспышка отчаяния и непосредственного чувства оказалась недолгой. Нужно отметить, что образ Веры в романе получился недостаточно конкретным и объемным. О предыстории ее отношений с Печориным читатель может только догадываться.
Более выразительно обрисован образ княжны Мэри. Это искренняя, чистосердечная семнадцатилетняя девушка. Она вызывает у Печорина симпатию, и на какое-то время общение с нею занимает его. Но попытка добиться ее любви — это всего лишь прихоть пресыщенного женским вниманием и многочисленными победами честолюбца. Можно сказать, что Печорин ищет внимания княжны скуки ради, так сказать, «из спортивного интереса». К тому же делает это на глазах той же Веры. А для княжны Мэри чувство к Печорину оказывается первым в жизни любовным испытанием. И это испытание заканчивается для нее горьким разочарованием.
Вера и княжна Мэри — представительницы дворянского общества, обе принадлежат к одной среде с Печориным. Но ему доводится, и опять от скуки, вызвать к себе любовь существа из совсем другой социальной среды — красавицы дикарки Бэлы. И для нее отношения с Печориным становятся причиной горя и, в конечном счете, гибели от руки Казбича. А Максиму Максимычу Печорин хотя и грустно, но и с оттенком цинизма говорил о Бэле: «…Любовь дикарки немногим больше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Даже случайной знакомой «ундине» из повести «Тамань» Печорин приносит несчастье тем, что без особой цели разрушает привычное течение ее жизни.
Итак, никому из женщин, любивших Печорина, он не принес счастья. Более того, каждая в той или иной мере пострадала от знакомства с ним. Его отношение к Бэле и княжне Мери можно назвать аморальным с любой точки зрения. Сам не испытывая глубоких чувств, а лишь исполняя свои прихоти, он причиняет боль и страдание женщинам, которые не сделали ему ничего дурного, а открыто и бескорыстно подарили свою любовь.
Тем не менее Белинский объяснял отрицательные черты характера Печорина обстоятельствами времени и среды, воспитавшими его характер. Свою статью о «Герое нашего времени» критик закончил предположением, какова будет дальнейшая судьба героя, если автор продолжит повествование о нем. Выдающийся критик считал, что это будет «совершенно новый» Печорин. Он либо израсходует свои силы в борьбе, еще больше ожесточится, либо станет «причастником радостей жизни». И, по мнению критика, в любом случае вина его будет искуплена благодаря женщине.