Тема любви в лирике А. С. Пушкина. Творчество великого поэта многообразно по своей тематической палитре. А. С. Пушкин отразил в лирике практически все стороны жизни человека: писал о дружбе, о свободе, о смысле жизни, о счастье и его мимолетности и иллюзорности, поэте и гражданском долге, о смерти и жизни духовной и т.д. Но одной из центральных для поэта всегда оставалась тема любви, исследование чувства, без которого жизнь человека пуста и уныла, лишена красок и оттенков. Тема эта не была статичной, раз и навсегда получившей однозначное решение, она эволюционировала и в разные периоды творчества наполнялась новым содержанием.
Основные этапы развития темы любви в поэзии А. С. Пушкина. В юношеских стихотворениях «Певец» (1816), «К Морфею» (1816), «Любовь одна — веселье жизни хладной…» (1816), «Желание» (1816) и др. любовь понимается автором как тяжелое душевное страдание, возвышающее и одухотворяющее, отказаться от которого герой не в силах:
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье Пускай умру, но пусть умру любя!
«Желание» (1816)
Вечное чувство, наполняющее сердце лирического героя стихотворений 1810-х гг., получает эпитеты «мучительная», «несчастная», «мрачная». Автор демонстрирует психологическое состояние влюбленного. Тоска и мучительное томленье становятся мотивом юношеской любовной лирики А. С. Пушкина.
Иначе звучит тема душевных переживаний в стихотворении «Сожженное письмо» (1825). Здесь уже более глубокие и сильные чувства. В небольшом монологе героя поэту удается передать состояние влюбленного мужчины, для которого важны не только собственное состояние, но и желания любимой:
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!..
Пушкин создаст образ чувства, способного принести глубокое разочарование и опустошить душу:
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Такая любовь может приносить боль и оставлять незаживающие раны:
… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Не мыслит лирический герой стихотворения «К ***» («Я помню чудное мгновенье…» (1825) жизни без любви как памяти сердца. Образ возлюбленной предстает в глазах лирического героя «как гении чистой красоты». Словно чудотворный источник Любовь способна пробудить душу, «во мраке заточенья» переставшую чувствовать красоту и полноту жизни:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Целая гамма переживаний, связанных с состоянием влюбленности, предстает перед читателем в стихотворении «Признание» (1826), адресованном А. И. Осиповой. Любовь сравнивается автором с болезнью, приметы которой хорошо знакомы всем, кто с ней сталкивался:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Представление переживаний исполнено романтизма, а сам образ возлюбленной носит обобщенный характер. И не так важно, ответно ли чувство. Счастье от возможности пережить его ценно само по себе:
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Тема разлуки и связанная с ней печаль раскрывается в стихотворении «На холмах Грузии …» (1829). Опыт пережитого приносит во внутренний мир лирического героя одухотворенность и умиротворение, которые созвучны окружающему миру природы. Осознание и чувство любви получает философское звучание. Такое состояние внутренней гармонии и света становится единственно возможной формой жизни для сердца, способного горсть:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Настоящим гимном Любви является стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829). Признание в чувстве, которое не смогло охладить прошедшее время, стремление освободить возлюбленную от ставшего для нее тягостным внимания и единственное желание — счастье для любимой — создают образ жертвенного лирического героя, способного на самоотверженность. Любовь, даже если она безответна, сама по себе есть прекрасный дар небес.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Тема любви получает в поздних стихотворениях мотив философского самозабвенья. Образ возлюбленной столь одухотворен и возвышен, что сердце поэта не может не сравнить его с идеалом. Женщина, царящая в душе лирического героя, обожествляется в стихотворении «Мадонна»:
Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
«Мадонна» (1830)
Многогранность трактовок любовных переживаний, философская глубина и проникновение в психологию влюбленного человека, утонченность и искренность отличают поэзию А. С. Пушкина и придают ей вневременной характер. Поэт гениально сумел рассказать о чувстве, которое, как великий дар, получают лишь избранные, умеющие щедро отдавать свое душевное тепло.