Тема Гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»

Авторская позиция. Обращение М. А. Булгакова к тра­диционной в 1920-е гг. теме революции и Гражданской вой­ны нашло отражение в романе М. А. Булгакова «Белая гвар­дия» (1925) и пьесе «Дни Турбиных» (1926). Авторская трак­товка изображаемых событий расставляла акценты иначе, чем было принято в официальной литературе «нового обще­ства»: белая гвардия не предстает в виде отрицательных пер­сонажей. В пьесе, претерпевшей не одну переработку, ав­тор уделил особое внимание семье Турбиных, о чем писал П. С. Попов, друг М. А. Булгакова: «Дни Турбиных» — одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя. Можно отки­нуть стиль, воплощение, игру, общественную значимость, идеологическую заостренность, исторический колорит, можно взвесить и взмерить все эти ингредиенты, и все-таки сверх всего остается еще одна изюминка, в которой «вся соль». Воплощена ли она в символе кремовых штор, елки или небесного занавеса, усыпанного звездами, облекающи­ми мир, но тут есть всепокоряющий стимул жизни, он и вы­ступает так мощно, что стягивает все части».

Писатель в романе, а затем и в его драматическом пере­ложении показал трагедию людей, которые стали жертвами истории.

Своеобразие решения темы. Практически все герои ро­мана имели своих прототипов, а сама «Белая гвардия» писа­лась на автобиографической основе. По сути, М. А. Булга­ков создает гимн верности своему долгу, благородству рус­ского воинства, не способного ценой предательства того, во что верили всю жизнь, спасти свои жизни. По стране подни­мается буран, метель, за которой не видно дороги, не видно будущего. Не случайно в качестве эпиграфа писатель берет слова из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». И каж­дый определяет дорогу сам, в соответствии со своими жиз­ненными ценностями.

Решению авторской задачи подчинена и своеобразная композиция романа. Летописный стиль повествования при­дает частным фактам более обобщенное звучание и эпиче­скую глубину.

Тема доблести русского офицерства. Образ Дома Турби­ных становится главным в структуре романа и противостоит символическому образу Города. Сам М. А. Булгаков отмечал, что роман — это «изображение интеллигентстко-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии». Не столкновение масс изображает писатель в ро­мане, а трагедию конкретных людей. В центре событий ока­зывается семья Турбиных, автор сделал это намеренно, т.к. считал именно «русскую интеллигенцию самым лучшим слоем в нашей стране». Русское офицерство, предаваемое генералами и используемое в качестве разменной монеты в политических играх, всегда оставалось символом доблести и благородного служения своему народу, своему Отечеству, та­ковы в романе образы военврача Алексея Турбина, его млад­шего брата юнкера Николки, поручика Мышлаевского, пол­ковника Най-Турса.

Символика романа. В пространстве Дома остается ост­ровок прошлой жизни с ее трогательными атрибутами: кре­мовые шторы, зеленый абажур, печка с изразцами и т.д. За окнами Дома воет вьюга Города, там решается история, там рушится размеренный мир, там решается возможная судьба России. По выражению М. Волошина, М. Булгаков оказался в числе первых русских писателей, кто «запечатлел душу русской усобицы».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.