Авторская позиция. Обращение М. А. Булгакова к традиционной в 1920-е гг. теме революции и Гражданской войны нашло отражение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» (1925) и пьесе «Дни Турбиных» (1926). Авторская трактовка изображаемых событий расставляла акценты иначе, чем было принято в официальной литературе «нового общества»: белая гвардия не предстает в виде отрицательных персонажей. В пьесе, претерпевшей не одну переработку, автор уделил особое внимание семье Турбиных, о чем писал П. С. Попов, друг М. А. Булгакова: «Дни Турбиных» — одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя. Можно откинуть стиль, воплощение, игру, общественную значимость, идеологическую заостренность, исторический колорит, можно взвесить и взмерить все эти ингредиенты, и все-таки сверх всего остается еще одна изюминка, в которой «вся соль». Воплощена ли она в символе кремовых штор, елки или небесного занавеса, усыпанного звездами, облекающими мир, но тут есть всепокоряющий стимул жизни, он и выступает так мощно, что стягивает все части».
Писатель в романе, а затем и в его драматическом переложении показал трагедию людей, которые стали жертвами истории.
Своеобразие решения темы. Практически все герои романа имели своих прототипов, а сама «Белая гвардия» писалась на автобиографической основе. По сути, М. А. Булгаков создает гимн верности своему долгу, благородству русского воинства, не способного ценой предательства того, во что верили всю жизнь, спасти свои жизни. По стране поднимается буран, метель, за которой не видно дороги, не видно будущего. Не случайно в качестве эпиграфа писатель берет слова из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». И каждый определяет дорогу сам, в соответствии со своими жизненными ценностями.
Решению авторской задачи подчинена и своеобразная композиция романа. Летописный стиль повествования придает частным фактам более обобщенное звучание и эпическую глубину.
Тема доблести русского офицерства. Образ Дома Турбиных становится главным в структуре романа и противостоит символическому образу Города. Сам М. А. Булгаков отмечал, что роман — это «изображение интеллигентстко-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии». Не столкновение масс изображает писатель в романе, а трагедию конкретных людей. В центре событий оказывается семья Турбиных, автор сделал это намеренно, т.к. считал именно «русскую интеллигенцию самым лучшим слоем в нашей стране». Русское офицерство, предаваемое генералами и используемое в качестве разменной монеты в политических играх, всегда оставалось символом доблести и благородного служения своему народу, своему Отечеству, таковы в романе образы военврача Алексея Турбина, его младшего брата юнкера Николки, поручика Мышлаевского, полковника Най-Турса.
Символика романа. В пространстве Дома остается островок прошлой жизни с ее трогательными атрибутами: кремовые шторы, зеленый абажур, печка с изразцами и т.д. За окнами Дома воет вьюга Города, там решается история, там рушится размеренный мир, там решается возможная судьба России. По выражению М. Волошина, М. Булгаков оказался в числе первых русских писателей, кто «запечатлел душу русской усобицы».