Стихотворения Заболоцкого о родной природе
Стихотворения Заболоцкого о родной природе интересны прежде всего глубоко философским подходом к теме. Поэт не бездумно восторгается теми или иными деталями мира, он пристально их исследует, увязывает так или иначе с человеческой жизнью. Он размышляет в своих стихах о взаимодействии человека и природы, а природу воспринимает не только в текущем запечатлённом мгновении, но и всей её предыстории.
Их своеобразие в богатых олицетворениях, оживляющих пейзажи и представляющих их под совершенно необычными углами зрения: «По колено затоплены тополи», кленовые листья хлопают «как бабочки», скворец от восторга «потерявший сознание» («Уступи мне, скворец, уголок», 8-й класс); «вздохнут леса, опущенные в воду», «грудь реки приникнет к небосводу» («Вечер на Оке», 8-й класс), печальная природа «вздыхает», видит сны («Я не ищу гармонии в природе»).
Мир природы, её жизнь представляется поэту таинственным, полным противоречий и постоянно не до конца понятным. Только в редкие минуты переходных состояний, например заката, приоткрывается вся глубина природы и её глубокое созвучие высшим духовным переживаниям человека:
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаёшь.
(«Вечер на Оке»)
Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» названо так потому, что всё оно целиком — активное отражение авторского отношения и многоплановое его выражение. Заболоцкий в этом стихотворении как бы продолжает традицию Ф. И. Тютчева, продолжает и полемизирует с ним. Если стихи Тютчева («Осенний вечер», «Летний вечер») проникнуты светлой гармонией и умиротворённостью, то Заболоцкий, живя в следующем веке, уже не может в полной мере насладиться природой, лишённой присутствия человека («Как своенравен мир её дремучий…»). Человек, его семимильные шаги по планете, — вот что невольно приковывает внимание пытливого ума («И снится ей блестящий мир турбины…»). Велика ещё романтика противопоставления человека и природы, жажда силой выведать её тайны. Мысль об этом тесно связана с неприменимостью к природным процессам моральных оценок. В человеке нарождается новое начало — разума, самовластной энергии. Заболоцкий называет природу «безумной, но любящей матерью» — в этом вся ограниченность животного начала, его слепота, из которой вызревает новая сила, готовая подняться неизмеримо выше «бесплодной игры» «мира противоречий».