Строки стихотворений Цветаевой
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Это заключительные строки стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…». В них Цветаева использует сравнение и выразительный эпитет («драгоценные вина»). Строки означают, что, несмотря на модные веяния и катаклизмы эпохи, на неуспех у читателей первых сборников, Цветаева уверена в ценности своих произведений.
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Эти строки взяты из стихотворения «Идёшь, на меня похожий…». Цветаевой приходилось часто встречаться со смертью в раннем возрасте, в результате чего смерть ощущалась ею как загадка.
В процитированных строках дважды употребляется обращение к прохожему — как настойчивое желание быть услышанной, остаться в памяти людей после своей физической смерти.
Помолись, дружок, за бессонный дом.
За окно с огнём!
Эти строки — заключительные в стихотворении «Вот опять окно…», десятом в цикле «Бессонница». «Окно с огнём», то есть окно, к котором горит свет, — образ человеческого страдания. Поэтесса призывает помнить о тех, кто страдает, и молиться за них.
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
Это строки из стихотворения «О мужа плача, прекраснейшая из муз!» — первого в цикле стихов «Ахматовой». Строки значат, что те люди, с которыми Ахматову свела её судьба, останутся в истории, возможно, только благодаря тому, что играли какую-то роль в её жизни.
Другая мысль этих строк в том, что встреча с Ахматовой словно бы ранит человека, то есть оставляет настолько глубокий след, что воспринимается часто болезненно. Судьба её названа «смертельной» — эпитет в контексте строфы звучит пророчески, вызывая в памяти словосочетание «смертельно ранен».
Важно, что уже в 1916 году (именно тогда написано это стихотворение) Цветаева так глубоко понимала особенности творчества и судьбы Ахматовой, в то время ещё очень молодой поэтессы.