Теоретик акмеизма, один из руководителей созданного в 1911 году «Цеха поэтов» — И.С. Гумилев (1886-1921) — родился в семье морского врача в Кронштадте. Детство и юность провел в Царском Селе, где учился в гимназии, директором которой был поэт-символист И.Ф. Анненский, повлиявший на формирование взглядов Николая Гумилева. Позже между И.Ф. Анненским и Н.С. Гумилевым завязалась настоящая дружба. И в феврале 1906 года поэт- символист Анненский дарит свою «Книгу отражений» начинающему поэту Николаю Гумилеву со стихотворной надписью: «… И мой закат холодно-дымный с отрадой смотрит на зарю». В связи с частыми переездами по работе отца семья Гумилевых некоторое время находилась в Тифлисе, где и были опубликованы ранние стихи поэта. Первый поэтический сборник Н.С. Гумилева «Путь конквистадоров» (1905) был во многом подражательным, но уже в нем лирический герой Гумилева бросил вызов всему устоявшемуся в поэзии. Муза поэта зовет читателя к непознанным глубинам, к «экзотическим» образам. В первой книге намечены основные темы, ставшие в дальнейшем лейтмотивами творчества: тема скитаний, тема поиска истины, тема дьявола. Отличительная особенность поэтики Н.С. Гумилева: соединение, на первый взгляд, несоединимых тем в рамках одного поэтического текста:
Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.
(«Сонет»)
Николай Степанович, несмотря на некрепкое здоровье, совершил четыре путешествия в Африку: в 1908 году, на стыке 1909 и 1910 г., зимой 1911 и в 1913 г. по заданию Музея антропологии и этнографии Академии наук побывал в последней экспедиции и во время ее собрал редкостные материалы, пополнившие коллекцию Музея. Результатом поездки в 1908 году в Африку стала книга стихов «Романтические цветы» (1908), в которой представлены необычные образы, картины экзотических стран. Например, в стихотворении «Жираф» дан грациозный, красивый образ экзотического животного:
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
(«Жираф»)
В стихотворении показано двойственное восприятие жизни и мира. С одной стороны, в настоящем «сегодня» лирический герой замечает грустный взгляд своего немого собеседника, который безмолвно слушает экзотическую сказку об «изысканном жирафе» в «тропических садах», а с другой — читателя поражает изысканность, «грациозная стройность» волшебного животного — жирафа. Немой слушатель Лирического героя и «изысканный жираф» одиноки, хотя и живут совершенно в разных мирах. «Веселые сказки таинственных стран про черную деву, про страсть молодого вождя», рассказанные лирическим героем, вызывают у собеседницы слезы, так как «слишком долго» жила она в реальном мире, мало фантазировала, мечтала, воображала и поэтому не в состоянии поверить в услышанное. В данном стихотворении Гумилев выступает как поэт-мечтатель, поражающий палитрой красок, звуков, используемых при описании гордого животного:
Вдали он подобен цветным парусам корабля…
Описывая жирафа, поэт употребляет самобытные метафоры, эпитеты («изысканный», «бродит»), сравнивает облик животного с «цветными парусами кораблей», а его бег с «радостным птичьим полетом». Стихотворение имеет кольцевую композицию. Строка:
…далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф —
является одновременно и важнейшим структурным элементом произведения и в то же время лейтмотивом всего текста.
В сборник «Романтические цветы» вошло известное стихотворение Н. Гумилева о гиене:
… из пещеры крадется гиена.
Ее стенанья яростны и грубы,
Ее глаза зловещи и унылы,
И страшны угрожающие зубы На розоватом мраморе могилы.
(«Гиена»)
Стихотворение сюжетно: описываемые события разворачиваются на фоне экзотической обстановки. В основе композиции поэтического произведения — сопоставление образа «преступной, но пленительной царицы» с крадущейся по могиле гиеной. Поэт натуралистически подробно характеризует образ гиены: «шерсть моя дыбится», «блещут взоры злыми огоньками», «носили смерть изогнутые брови», «запах крови». В восприятии лирического героя образ жестокой царицы и зловещего хищника — гиены — сливаются. Данное произведение, как и большинство стихотворений сборника, романтично.
Следующий поэтический сборник Н.С. Гумилева «Жемчуга» (1910) завершил путь становления русского поэта — будущего теоретика акмеизма. Здесь продолжает звучать мотив пути, заявленный поэтом еще в ранних поэтических сборниках («В пути», «Христос», «Он идет путем жемчужным…», «Путешествие в Китай» и др.). В стихотворении «В пути» поэт говорит о единственно возможном решении темы жизненного пути: обращенность человека в будущее, к новым горизонтам, новым свершениям:
Лучше слепое Ничто,
Чем золотое Вчера!
Лирический герой на распутье, но судьба зовет его «обрести наконец неотцветающий сад», бросить вызов дракону, распростертому на «оголенном утесе». В данном лирическом произведении поэт еще находится в рамках романтического мировосприятия. Лирический герой Гумилева выступает в различных обликах, ипостасях: то «конквистадор в панцире железном», то «словно раб… униженный, в плену», то «странный паладин», то «моряк в пучине», то «капитан». Эти многочисленные образы, созданные фантазией автора, действуют в разных экзотических обстоятельствах, но всегда верны некоей высшей инстанции:
Ужель Всевышний так судил И тайну страстного сгоранья К небесным тайнам приобщил?!
В 1912 году был издан сборник «Чужое небо», в котором принцип равновесия становится составной частью миропонимания Н. С. Гумилева. Его герои проникают в инобытие при помощи смерти («Паладин»), открывают его в проклятой бездне («Открытие Америки»):
Эти воды Богом прокляты!
Этим странным рифмам нет названья!
Но навстречу жадного мечтанья Уж плывут, плывут, как обещанья,
В море ветви, травы и цветы,
В небе птицы странной красоты.
Лирический герой Н. Гумилева данного периода занимается поиском истины, это сильный мужественный искатель настоящего, подлинного в «чужом небе»:
Смотрю в века, живу в минутах,
Но жду субботы из суббот…
…О день, когда я буду зрячим И странно знающим, спеши!
В данный сборник вошли также поэтические произведения, посвященные первой жене Н. С. Гумилева — А.А. Ахматовой. Самое известное — «Из логова змиева». Образ Ахматовой связан в восприятии лирического героя с «веселой птицей-певуньей», «колдуньей», «забавницей», «своенравницей». Став поэтом-акмеистом и написав в 1913 году нашумевший литературный манифест «Наследие символизма и акмеизм», Н. Гумилев все больше внимания уделяет форме, стремясь достигнуть высшей степени совершенства, равновесия во всем, столь ценимого акмеистами. По свидетельству символиста В.Я. Брюсова: «…Н. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно, обдуманными и утонченно-звучащими стихами. Н. Гумилев не создал никакой новой манеры письма, но, заимствовав приемы стихотворной техники у своих предшественников, он сумел их усовершенствовать, развить, углубить, что, быть может, надо признать даже большей заслугой, чем искание новых форм, слишком часто ведущее к плачевным неудачам». В стихотворении «На море» используется традиционный размер — четырехстопный ямб, с чередованием женской и мужской рифмы в конце стихотворной строки. Четкость формы придает отточенность, осязаемость лирическим образом. Читателю нетрудно представить изображенной Гумилевым лирический пейзаж:
Закат. Как змеи, волны гнутся,
Уже без гневных гребешков,
Но не бегут они коснуться Непобедимых берегов.
В годы первой мировой войны Н.С. Гумилев добровольцем идет на фронт, рядовым в Первый лейб-гвардии уланский полк. В 1914 и 1915 годах поэт был награжден Георгиевским крестом и удостоен звания унтер-офицера, а в 1916 году произведен в прапорщики. Результатом военных переживаний поэта стал поэтический сборник «Колчан» (1916), в котором по-прежнему заявлена идея равновесия. Главными темами поэзии становятся: вечное противостояние Бога и дьявола, готовность принять новую реальность, опирающуюся на любимое прошлое и получающую воплощение в будущем, настоящее же рассматривается как переходный этап, как фундамент для построения грядущего, но человек в этой системе ценностей занимает ведущее место:
Есть Бог, есть мир — они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Во время войны Николай Гумилев проходит суровую школу взросления. Отныне лирический герой поэта — не пылкий, романтичный юноша, а возмужавший, много познавший человек, который ощущает свою неразрывную связь со всей Россией:
Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.
(«Наступление»)
Лирический герой верит в божественное предопределение, «что Господне слово лучше хлеба питает нас». В стихотворении «Наступление» объяснена роль поэта в военное время, когда происходит переоценка жизненных ценностей, меняется мироощущение:
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
(«Наступление)
Смерть на поле битвы «ясна и проста», она не страшит поэта:
Есть так много жизней достойных,
Но одна лишь достойна смерть…
(«Смерть»)
Поэтический сборник «Костер» (1918) свидетельствует о новом этапе в развитии гумилевского акмеизма. Утрачена юношеская пылкость, максимализм, чрезмерная экзотичность, но осталось главное — стремление к познанию истинной сути бытия. «Конквистадор в панцире железном» превратился в человека, созидающего Вселенную. Ранее заявленные поэтом темы развиваются в новом ключе, философски переосмысливаются.
В стихотворении «Я и вы» лирическим героем осознается особенность своего любовного чувства, его непохожесть на остальных:
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны…
(«Я и вы»)
Основной композиционный прием стихотворения — антитеза: восприятие жизни лирическим героем контрастирует с традиционным мироощущением. Лирический герой любит экзотический, таинственный мир: водопады, драконов, араба в пустыне, который «припадает к воде и пьет». Салонная жизнь, «темные платья и пиджаки», «открытый, протестантский, прибранный рай» чужды герою.
В стихотворении «Природа» образ земли ассоциируется в восприятии лирического героя со «звездою, огнем пронизанной насквозь». Концовка данного лирического произведения патетична: риторическое восклицание позволяет поэту вести беседу с самой природой:
Земля, к чему шутить со мною:
Одежды нищенские сбрось…
(«Природа»)
Используемый художественный прием олицетворение помогает раскрыть образ земли во всем его противоречии. Размышляя о смысле человеческого существования, поэт пишет стихотворение «Рабочий», в котором фактически предсказывает свою насильственную смерть:
Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной…
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И Господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век.
(«Рабочий»)
Слово «рабочий» — «невысокий старый человек» заменено в тексте стихотворения местоимением он. Этот прием придает всему произведению обобщающий характер: человек превращается в покорного убийцу:
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век.
Образный ряд стихотворения напоминает лирическое произведение А.С. Пушкина «Анчар», где заявлен тот же мотив: покорность раба в исполнении воли господина и последующая гибель людей от смертельного яда.
8 августа 1921 года Николая Гумилева арестовывают по подозрению в участии в так называемом «таганцевском заговоре» (контрреволюционный заговор против Советской власти), и через несколько дней русский поэт был расстрелян. Сборник «Огненный столп» (1921) — вершина поэтического творчества Н.С. Гумилева — вышел уже после гибели поэта. В стихотворении «Заблудившийся трамвай» лирический герой «заблудился в бездне времен», но свет грядущего зовет к познанию истинных ценностей:
Понял теперь я: наша свобода Только оттуда бьющий свет…
(«Заблудившийся трамвай»)
Пространственно-временные границы произведения расширены: Нива, Нил, Сена, роща пальм, Бейрут, трамвай является той связью, которая соединяет бытие лирического героя с реальным и потусторонним миром. В реальности — любовь к умершей Машеньке, и поэтому сердце лирического героя «навеки… угрюмо». Размышляя над предназначением поэтического творчества, Нико
лай Гумилев пишет следующие стихотворения: «Слово», «Шестое чувство», в которых определяет магическую роль слова:
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
(«Слово»)
Поэт видит божественную сущность слова, так как только оно «осиянно… средь земных тревог». Слову дана особая жизнь, поэтому поэтические произведения бессмертны:
Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
(«Шестое чувство»)