ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ — ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ. ФЛОБЕР
Чем знаменит французский реалист Гюстав Флобер? Своим романом «Госпожа Бовари». Скрупулезно работавший над идеальным словом и добивавшийся гармоничного соотношения Искусства, Правды и Красоты (почему и успел написать всего четыре романа и столько же повестей), писатель вносит безусловный вклад в развитие реалистического художественного мировоззрения: он открывает миру великую силу «простого сюжета».
Рассказывая современную историю провинциальных нравов (в подзаголовке романа на этом делается акцент), Флобер ставит перед собой главную задачу — не вмешиваться в действия героев, не оценивать их, не осуждать и не поощрять. Объективность оказывается краеугольным камнем художественной картины мира, представленной в романе «Госпожа Бовари», а жизнь людей в провинции — той фоновой скукой, которая и порождает типичные причины типичных поступков. С не менее типичными последствиями.
Прослеживая историю Эммы — главной героини романа, Флобер действительно максимально дистанцируется от оценок. Важно понимать, что если сегодня этот прием авторского поведения — классика реализма, то французский писатель середины XIX века стоит непосредственно у истоков формирования приема как такового (и для времени официального господства романтического мировоззрения в искусстве Флобер в этом смысле даже революционен), является принципиальным законодателем такой модели автора в романе. Поэтому не случайно художник слова был обвинен в аморальности (с формулировкой «за оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов»): ведь он действительно не осудил, не заклеймил те человеческие проявления, которые с точки зрения писаных и неписаных общественных законов достойны исключительного порицания.
С момента выхода в свет романа «Госпожа Бовари» в 1857 году прошло 150 лет, и несмотря на то, что действие разворачивается во французской буржуазной среде, а персонажи — обычные для своего времени, чрезвычайно остро и современно звучат все внутренние противоречия, мотивации флоберовских героев и, соответственно, выглядят их поступки. Почему так происходит? Потому что независимо от времени за окном, от фасонов платьев, от красоты интерьеров, от скорости коммуникаций люди всегда живут простыми чувствами. Более того, это происходит на фоне вневременной подмены понятий (опять же независимо от всего вышеперечисленного!), которую традиционно предлагает человеку общество, навязчиво и неустанно объясняя, что «любовь завершается браком, а тьма торжествует над мраком» (строки Давида Самойлова, написанные в XX веке, абсолютно точно выражают вневременную формулу «общественной морали»!). Так вот, возвращаясь к Флоберу и его бессмертному роману, еще раз подчеркнем: характер типичных причин и типичных следствий переживаний и поступков героев настолько типичен, что не просто «бедная Бовари в это самое мгновение страдает и плачет сразу в двадцати французских селениях», как вполне справедливо предполагал сам писатель, оценивая созданное. «Бедная Бовари» Флобера, ставшая жертвой общественных представлений о личном счастье, «страдает и плачет» в гораздо большем количестве населенных пунктов по всему миру, скованному твердыми схемами социальных стереотипов и по сей день, и в любые времена.
Огромная заслуга французского писателя XIX века состоит в том, что, не декларируя никаких безапелляционных принципов человеческого поведения, он сумел выйти на главный принцип реалистического искусства — зафиксировать жизнь в самых сложных формах с точки зрения внутренней и внешней противоречивости. У писателя нет иллюзий по поводу человека и мира, и поэтому флоберовская идея развития — «весь прогресс, на который можно надеяться, — это сделать людей несколько менее злыми» — свидетельствует о безграничном человеколюбии и сочувствии к слабой людской натуре, которые проявляет по отношению к миру объективный писатель-реалист Гюстав Флобер.