ТОЧКА НЕВОЗВРАТА. Эдгар Аллан ПО
Удивительным образом, но существует расхожее представление об Эдгаре Аллане По как о человеке ненормальном, психически неуравновешенном, порочном. К сожалению, нет ничего удивительного, что такое мнение и по сей день бытует в широкой читательской среде. И не потому, что оно правдиво, и лучший американский поэт, ставший предтечей французского и русского символизма, создатель детективной, фантастической и мистической новеллы действительно был невменяемым. Проблема в том, что первым биографом Эдгара По стал его лютый недоброжелатель Руфус Гризвольд, с «легкой» руки которого за выдающимся романтиком закрепилась слава неуправляемого безумца. А парадокс в другом: необходимость «возврата» утраченной репутации предопределил сам По, когда, зная характер и отношение Гризвольда, назначил последнего своим литературным душеприказчиком.
«Величайший из американских поэтов», — так в 1924 году, с высоты прошедшего столетия, начинает биографический очерк, посвященный Эдгару По, русский символист Валерий Брюсов, ставший одним из лучших переводчиков произведений поэта на русский язык.
Если первые стихотворные сборники По прошли незамеченными, а немногочисленные рецензии содержали ироничные оценки и упреки в «непонятности» стихов, то рассказы и новеллы принесли автору широкую популярность. Несомненный талант поэта и писателя подтверждается в том числе и примечательным биографическим эпизодом: когда в 1833 году еженедельник «Субботний гость» объявил конкурс на лучший рассказ и на лучшее стихотворение, Эдгар По победил сразу в двух номинациях, но жюри, не посчитав себя вправе присудить обе премии одному и тому же автору, выбрало рассказ — «Рукопись, найденная в бутылке».
Оглушительный литературный успех пришел к поэту в январе 1845 года, когда в журнале «Вечернее зеркало» было напечатано стихотворение «Ворон». По свидетельствам, гонорар за этот поистине шедевр мировой литературы составил всего 10 долларов. Нельзя не подчеркнуть, что проблема материального благополучия — одна из роковых в судьбе поэта. Познав с раннего детства богатство и даже роскошь в приемной семье Алланов, куда маленький Эдгар попал после смерти родителей-актеров, испытав все катаклизмы бедности в самостоятельной жизни начинающего литератора и журналиста, поднявшись к вершинам писательской славы, а затем снова оказавшись на грани нищеты, По и погиб при невыясненных до конца обстоятельствах. Ему было всего 40 лет, когда, возвращаясь с публичной лекции, за которую получил большую денежную премию, он оказался жертвой неизвестных грабителей и в бесчувственном состоянии был доставлен в больницу для бедных, где трагически оборвалась жизнь ярчайшего в истории американской литературы поэта и писателя.
На фоне болезненно-романтических персонажей и готического антуража прозаических произведений человеком здравомыслящим и последовательным в своих доводах и поступках выглядит сам автор-рассказчик. В большинстве своих новелл — будь то новелла «ужасов», детектив или фантастика — писатель, искусно нагнетая нервный градус обстановки, опять же остается независимым от зачастую панических настроений персонажей и читателей, спокойным, собранным и даже подчас иронизирующим
над ними. Это и «Падение дома Ашеров», и «Низвержение в Мальстрем», и «Убийство на улице Морг», и «Тайна Мари Роже», и «Золотой жук», и многие другие.
Если же говорить о поэзии По, то меланхолические ноты, составляющие основу партитуры его стихов, в оттенках ярко-приглушенных полутонов посредством сложных рифм передают состояние внутренней трагедии лирического героя и невозможность для него иного исхода. Так, стихотворение «Ворон» было переведено на многие языки мира. Знаменитое «Nevermore» (в русских переводах — «больше никогда») прозвучало не просто зловещей репликой неожиданного посланника глухой декабрьской ночи, но и символом безысходности, скорби и необратимости потерь. Вместе с другими поэтическими произведениями Эдгара По — «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокола» — оно стало неиссякаемым источником модернистских интерпретаций во многих литературах мира.
Оригинальная творческая программа, трагическая биография и сложная посмертная судьба — все это, несомненно, свидетельствует о главном: Эдгар Аллан По вошел в историю мировой литературы личностью в высшей степени незаурядной, человеком, художественное мировоззрение которого оказалось шире рамок романтической эстетики и предвосхитило модернистские искания рубежа XIX—XX столетий.
Тот самый декаданс, который и стал «точкой возврата» — в бессмертие.