Трагизм жизни и судьбы Матрёны
Трагизм — то, что потрясает, что исполнено страданий.
В первые месяцы жизни героя у Матрёны судьба хозяйки не кажется ему трагичной. Он видит «потерянную старуху», которая бесконечно крутится по хозяйству, невкусно готовит, часто уходит помогать своим односельчанам.
И лишь после нескольких месяцев дружной жизни, в которой постоялец полностью принял обычаи хозяйки, а хозяйка с большой деликатностью относилась к постояльцу, после того, как они прониклись друг к другу уважением и доверием, рассказчику открылись такие стороны жизни старой женщины, благодаря которым он «в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну».
Любовь и страдание, которые вошли в жизнь Матрёны сорок лет назад, вдруг проступили через пелену быта и потрясли героя. «Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; её, румяную, обнявшую сноп. И — песню, песню под небом, какие давно уже отстала деревня петь, да и не споёшь при механизмах». И война, которая разрушила веру в возвращение любимого, революция, которая переворошила весь быт. И тогда Матрёна вышла замуж за брата своего любимого Фаддея, Ефима, которого не любила, но — «рук у них не хватало». Умерла мать, не было в семье хозяйки, а Матрёна летом вышла за Ефима, а зимой вернулся Фаддей. По его реакции на женитьбу брата мы видим, что он относился к женщине в первую очередь как к собственности и простил её только потому, что она теперь являлась собственностью одного из членов его семьи, таким образом, отчасти и его тоже.
Дети, рождавшиеся у Матрёны, не жили — умирали. Муж не оценил её простоты и доброты, уезжая в город на заработки, «сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел». Ефим не вернулся с войны — пропал без вести. Смыслом жизни Матрёны стала племянница Кира — дочь Фаддея. Но Кира выросла и вышла замуж.
Если не любовь к Фаддею, то память о своей любви, о своей молодости и чистых чувствах сохранила Матрёна на всю свою жизнь. И именно тот человек, которого она любила, разрушил её жизнь: алчно сломал её дом, выдрав из него горницу, и жадность его в результате привела к гибели Матрёны.
Античные трагедии должны были вызывать у зрителей катарсис — чувство сострадания, которое ведёт к очищению, обновлению души.
Судьба Матрёны исполнена высокого трагизма, она заставляет нас сопереживать ей, сострадать, и мы лучше понимаем душу русского народа и сами становимся чище.