Творческий путь
1890, 10 февраля — рождение писателя в Москве в семье художника Леонида Осиповича Пастернака. Мать — пианистка розалия Исидоровна Кауфман.
1900 — поступление во второй класс московской пятой гимназии.
1908 — окончание гимназии с золотой медалью и поступление на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.
1912 — поездка в Германию, в Марбург. Учение на философском факультете Марбургского университета. Двухнедельное пребывание в Италии.
1913 — первая публикация стихов в сборнике «Лирика». Окончание университета со званием кандидата философии Московского университета.
1914 — выход первого самостоятельного сборника «Близнец в тучах». Участие в футуристической группе «Центрифуга». Знакомство и дружба с В. Маяковским.
1916 — выход книги стихов «Поверх барьеров».
1917 — революция в России. Работа над книгой «Сестра моя жизнь», повестью «Детство Люверс».
1918-1921 — плодотворная творческая работа. Переводы произведений зарубежных авторов.
1922 — публикация книги стихов «Сестра моя жизнь». Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье.
1922-1923 — пребывание в Германии, выход в Берлине книги стихов «Темы и вариации».
1923 — публикация поэмы «Высокая болезнь» в журнале «ЛЕФ».
1925-1926 — работа над романом в стихах «Спекторский», поэмами «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».
1928 — начало работы над автобиографической книгой «Охранная грамота».
1929 — сборник «Поверх барьеров». Поездка на Кавказ, написание цикла «Волны».
1932 — новая любовь. Женитьба на Зинаиде Николаевне Ней- гауз. Публикация стихов «Второе рождение». Поездки по стране (Свердловск, Грузия).
1938 — работа над переводами произведений В. Шекспира.
1940 — выход сборника «Избранные переводы» западноевропейских поэтов. Начало работы над стихами из цикла «Переделкино».
1941 — великая Отечественная война. Эвакуация семьи в Чистополь; первые военные стихи.
1943 — поездка на фронт в составе писательской бригады.
1945-1955 — работа над романом «Доктор Живаго».
1946 — участие в литературных вечерах Москвы. Выдвижение Пастернака на Нобелевскую премию за лирические произведения. Начало травли поэта в печати.
1952 — инфаркт миокарда. Лечение в Боткинской больнице.
1956-1957 — попытка опубликовать роман «Доктор Живаго» в редакции журналов «Новый мир» и «Знамя» заканчивается неудачей. Публикация романа в Италии на итальянском языке.
1958 — присуждение Нобелевской премии в области литературы, от которой Пастернак из-за ситуации, сложившейся вокруг публикации романа, был вынужден отказаться.
1959 — публикация стихотворения «Нобелевская премия» в английской газете, после чего Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р.А. Руденко, где ему предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.
1960 (10 февраля) — семидесятилетие писателя. Начало работы над пьесой «Слепая красавица» (пьеса осталась незаконченной).
1960 (30 мая) — смерть Пастернака в Переделкино после тяжелой болезни.
Борис Леонидович Пастернак, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький, внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Высокое мастерство и неповторимость стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении прошлого столетия.
Первые стихи Пастернака относятся к 1909 году. Но еще долго, на протяжении нескольких лет, он «смотрел на свои стихотворные опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего от них не ждал» («Охранная грамота»). И лишь в 1913 году он стал писать стихи «не в виде редкого исключения, а часто и постоянно, как занимаются живописью или пишут музыку» («Люди и положения»). Первые стихи Пастернака были напечатаны в 1913 году в сборнике «Лирика» («Я в мысль глухую о себе…», «Сумерки… словно оруженосцы роз…», «Сегодня мы исполним грусть его…») не включались автором позже ни в одну из его книг. Вторая книга Пастернака «Близнец в тучах» вышла в свет в 1914 году. Вспоминая о том, как создавались стихи этой книги, Пастернак писал: «Я старался избегать романтического наигрыша, посторонней интересности… моя постоянная забота была обращена на содержание, моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину» («Люди и положения»). Свои первые литературные шаги, еще до «Близнеца в тучах», Пастернак делал если не в русле символизма, то, безусловно, в соприкосновении с ним. Поколение, к которому принадлежал Пастернак, начинало в пору символизма, но «историческую цельность» обрело в бурную эпоху катаклизмов, обрушившихся на Россию. В
1917 году, еще до Октябрьской революции, была опубликована вторая книга стихов — «Поверх барьеров». Эти книги составили первый период творчества Пастернака, период поисков своего поэтического лица. Третья книга «Сестра моя — жизнь», к которой Пастернак приступил летом 1917 года, но издал спустя пять лет, стала, по существу, первой, выдвинувшей его в число заметных русских поэтов послереволюционной поры. Книга, ставшая событием и сделавшая Пастернака знаменитым, выходит из печати только в 1922 году. В современную литературу Пастернак входит как поэт, обладающий даром нового зрения, уникальной эмоциональной и метафорической сложности.
Середина 20-х годов ознаменована решительным обращением Пастернака к эпосу. К поэме о революции 1905 года примыкает аналогичное по жанру произведение «Лейтенант Шмидт». Оба сочинения получили широкий отклик и признание критики. Двум этим историко-революционным произведениям предшествовала поэма «Высокая болезнь», изображающая IX съезд Советов и выступающего на нем Ленина. Она была напечатана В. Маяковским в «ЛЕФе» в 1924 году. За «Девятьсот пятым годом» и «Лейтенантом Шмидтом» последовала большая поэма, или, как ее иногда называют, роман в стихах «Спекторский» (1930).
В 1928 году у Пастернака возникает замысел прозаической книги «Охранная грамота», законченной им только спустя два года. По определению самого Пастернака — «это автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся».
В 1931 году Пастернак отправляется на Кавказ. Знакомство с грузинскими поэтами Г. Табидзе и П. Яшвили переходит в подлинную дружбу. Пастернак переводит грузинскую поэзию и в поисках новой, более понятной системы поэтики, пишет книгу стихов «Второе рождение» (1932). В этой книге Кавказ, Грузия дают поэту возможность обрести второе дыхание. Любовь, могущественная сила Кавказа и перспектива строительства «новой жизни», воспринятая с нравственной стороны, стремятся обрести в его поэзии лирическое единство, которое открыло бы новую даль и возможность внутреннего обновления.
Начиная с 1936 года, Пастернак живет в подмосковном поселке Переделкино, и его работа носит систематический характер. Здесь он пишет стихи и прозу, выполняет большую серию переводческих работ. В Переделкино им созданы книги «На ранних поездах» (1936-1944), «Когда разгуляется» (1956-1959) и отдельные стихотворные циклы. В начале Отечественной войны Пастернак прошел курсы военного обучения, добивался разрешения идти на фронт, но был с семьей эвакуирован в город на Каме Чистополь, где жили в ту пору и другие писатели. В военные годы Пастернак интенсивно работал над стихами, вошедшими в книгу «На ранних поездах» («Стихи о войне»), над серией переводов. Начатая еще в мирное время работа над текстами Шекспира была продолжена в 40-е годы и завершена после войны. Следует отметить и переводы грузинских поэтов, которыми Пастернак занимался долгое время (Николоз Бараташвили, Важа Пшавела, Тициан Табидзе и др.) Переводит он и с украинского, и с армянского, и с латышского языков. В этих работах, а также в заметках об искусстве Пастернак предстает как признанный мастер.
В 1945 году Пастернак начинает свою работу над романом «Доктор Живаго», ставшим для него главным делом жизни.
Осенью 1946 года за лирические произведения Пастернак был впервые выдвинут на соискание Нобелевской премии, и с весны
1947 года начинается период его травли в печати, книги его под запретом. Лишь в апреле 1954 года журнал «Знамя» печатает 10 стихотворений под названием «Стихи из романа в прозе «Доктор Живаго», с авторским предисловием. Осенью 1954 года Пастернак вторично выдвинут на соискание Нобелевской премии. Осенью
1955 года работа над романом завершается, и Пастернак пытается опубликовать его в России, но безуспешно. Книга выходит в Италии. На родине роман «Доктор Живаго» был напечатан лишь спустя четверть века в журнале «Новый мир» (№№ 1-4, 1988). Появились статьи и исследования, посвященные этому произведению и его создателю. Последнее произведение — пьеса «Спящая красавица» (1960) — осталось незавершенным.