Творческий путь и биография ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕВТУШЕНКО

Творческий путь

1933, 18 июля — рождение поэта на станции Зима Иркутской области в семье геолога.

1949 — первые публикации стихов в газете «Советский спорт».

1951-1957 — учеба в Литературном институте им. М. Горького.

1952 — сборник «Разведчики будущего».

1955        — сборник стихов «Третий снег».

1956        — сб. «Шоссе энтузиастов».

1957        — сб. «Обещание».

1960        — сб. «Яблоко».

1961        — поэма «Бабий Яр».

1962        — сб. «Взмах руки», «Нежность».

1964 — поэма «Братская ГЭС».

1966 — сб. «Катер связи».

1969 — сб. «Идут белые снеги».

1972 — сб. «Поющая дамба», «Интимная лирика».

1975 — сб. «Отцовский слух».

1978 — сб. «Утренний народ», поэма «Голубь в Сантьяго».

1980 — поэма «Непрядва».

1982 — сб. «Две пары лыж», поэма «Мама и нейтронная бомба», роман «Ягодные места».

1989 — «Граждане, послушайте меня».

1993 — роман «Не умирай прежде смерти».

1997        — сб. «Медленная любовь».

1998        — книга «Волчий паспорт».

1993-1997 — антология русской поэзии XX века «Строфы века».

1996 — поэма «Тринадцать».

Первые публикации стихов Евгения Евтушенко появились в 1949 году в газете «Советский спорт», а первый сборник «Разведчи­ки будущего» в 1952 году. Материал для него дала работа автора в изыскательских геологических партиях в Казахстане и на Алтае. В нем ощутимо стремление автора передать повседневный героизм труда советских людей («Геологи», «Обыкновенный подвиг»). Но не­смотря на отдельные выразительные зарисовки, удачные образы, рифмы, в стихах преобладал описательный и риторический декла­ративный тон. Но уже в следующих книгах («Третий снег», 1955; «Шоссе энтузиастов, 1956) лирический голос поэта звучит уверен­нее. Чутко улавливая в самой жизни многообразные темы и кон­фликты, волнующие людей, автор находит им талантливое вопло­щение в свежих образах, ритмах, красках своих стихов. Шире становится их тематика. Критически рассматривая многие явления жизни, поэт был строг к самому себе. Он с тревогой и беспокойством говорил о трудностях и противоречиях, обнаруживающихся в ха­рактере его героя («Я что-то часто замечаю…», «Не понимаю, что со мною сталось?» и др.). В последующих сборниках: «Обещание»

(1957) и в поэме «Станция Зима» (1953-56) формируются вырази­тельные особенности поэтического почерка Евтушенко — богатство ритмики, тяготение к стихам лирически исповедальным и сюжетно-балладным. Осознание себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением «шестидесятников», заметно в двух сборниках «Свадьбы» и «Фронтовик» (1955) и в про­граммном стихотворении «Лучшим из поколения» (1957).

В 60-е годы в стихах Евтушенко стала обнаруживаться поверх­ность и камерная ограниченность поэтического мира. Поэт сам чув­ствовал это, стремясь глубже и серьезнее всматриваться в жизнь. В 1960 году поэт побывал в Болгарии, Франции, Англии и ряде аф­риканских государств. Стихи зарубежного цикла обозначали выход к более многообразной тематике и богатому миру впечатлений. Большое значение имели для Евтушенко поездки на Кубу («Балла­да о Йорисе Ивенсе», «Кубинская мать», «Три минуты правды» и др.). Зарубежная публицистика составляет значительную и луч­шую часть в сборниках «Взмах руки» и «Нежность» (1962). Поэт не­мало пишет о нежности и доброте, о внимательном отношении к человеку («Дядя Васи», «Первая машинистка», «Настя Карпова»). В любовной лирике этих сборников немало чистых и светлых сти­хов («Какая-то такая тишь…», «На лыжах празднично я бегаю…», «Когда взошло твое лицо…»).

В стихах 1963-1964 годов порой звучат мотивы всеобщей отчуж­денности и непонимания («На Печоре», «Зачем ты так?»).

Свой идейно-нравственный кодекс поэт не однажды называл кодексом гражданственности («Поэт в России — больше, чем по­эт…»). Крупными событиями как литературной, так и общественной жизни стали поэмы: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Свою гражданскую позицию поэт выразил открыто и прямо — от­крытый, резкий протест против оккупации Чехословакии и колони­заторской войны в Афганистане.

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризуют и его поэмы «Станция Зима» и «Братская ГЭС» (1964), «Казанский университет» (1970), написанную к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В русскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980), приуроченная к 800-летию Куликовской битвы. Поездки за границу вдохновили поэта на создание поэм «Коррида» (1967) и «Под кожей статуи Свободы». В ключе сюжетных повество­ваний о человеческих судьбах выдержаны поэмы «Снег в Токио» (1974) и «Северная надбавка» (1977). Синтез эпики и лирики отли­чает развернутую в пространстве и времени политическую панора­му современного мира в поэмах «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку» (1985). Для каждой поэмы Евтушенко находит свою доми­нанту, не исключая, однако, многоразличия форм и внутри отдель­но взятой поэмы.

В стихотворениях конца 70-х — начала 80-х годов появляется мотив неудовлетворенности, душевного непокоя, разлада с «застой­ной» эпохой. И как поэт, чья возрожденная вера обрела новые сти­мулы, Евтушенко выразил себя в стихах 2-й половины 80-х годов: «Пик позора», «Перестройщикам перестройки», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя», «Вандея».

В 90-е годы поэтическая активность несколько ослабевает. Объ­ясняется это не только его длительным пребыванием на препода­вательской работе в США, но и все более интенсивными творче­скими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства. Еще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей первый опыт — «Ягодные места» — вызвал разноречивые отзывы и оценки. Второй роман — «Не умирай прежде смерти» (1993) с под­заголовком «Русская сказка» — при всей калейдоскопичности сю­жетных линий имеет своим направляющим стержнем драматиче­ские ситуации «перестроечной» поры. Заметным явлением современной мемуарной прозы стала книга Евгения Евтушенко «Волчий паспорт» (1998).

Итогом более чем двадцатилетней не просто составительской, но и исследовательской работы стало издание на английском в США (1993) и русском (Минск, 1995) языках антологии русской поэзии 20 века «Строфы века». Фундаментальный труд, достойный внимания и поддержки — свидетельство огромного вклада Евтушенко в бла­городное дело пропаганды русской поэзии как в нашей стране, так и за рубежом.

Газетные и журнальные публикации стихов, датированных 1992-96 годами, «Стихи из последней книги», включенные в роман «Не умирай прежде смерти», книга «Поздние слезы» (1995), эксклю­зивное издание «Бог бывает всеми нами…» и поэма «Тринадцать» (1996) свидетельствуют, что в «постперестроечное» творчество Ев­тушенко вторгаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и раз­очарования. Его творческий мир — это мир человека, чутко улав­ливающего состояние современного общества, его духовное состояние и умонастроения и воссоздающего его в своей лирике.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.