Характеризуя прошлое, поэт искусно использует сравнения и метафоры. Как они передают отношение автора стихотворения к прошлому? Обратите внимание на то, что слово «прошлое» поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая новый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихотворения? Как соотносится с этими строфами эпиграф?
Художественные приемы показывают отношение поэта к прошлому. Прошлое — это и глубокий колодец, и глиняный сосуд, и старый клад, и минное поле. И четыре завершающие строфы стихотворения (с пятой по восьмую) развертывают метафору, перекликаясь с эпиграфом стихотворения. Мощный заряд этой метафоры отчетливо доказывает то, что прошлое подготавливает настоящее.
Как передано в стихотворении отношение людей к прошлому? Почему к прошлому, по мысли поэта, нужно относиться осторожно, избегать ошибок?
Отношение к прошлому подчеркнуто двукратным повторением слова осторожно во второй строфе:
Осторожно с прошлым, осторожно…
И это важно, потому что прошлое хранит в себе «Забытые заржавленные мины», которые могут взорваться в любой момент. Сегодняшний день тесно, даже неразрывно связан с прошлым. Именно поэтому половина стихотворения (четыре строфы из восьми) повествует о «минном поле прошлого».
Как вы понимаете метафоры — «прошлое лежит», «поток годов», «в толще лет»? Как они дополняют образ прошлого в стихотворении?
Метафоры поток годов, прошлое лежит, в толще лет подчеркивают движение времени, беспрерывность этого движения. Они подчеркивают то обстоятельство, что прошлое связано с постоянным движением времени.
Поэт признавался, что его стихотворениям и песням присуща «манера что-то сообщать, как-то разговаривать с близкими друзьями». Как воплощается такая «манера» в тексте стихотворения? Каким предстает перед читателем поэт, размышляющий о прошлом? В каких словах он серьезен, в каких — ироничен, в каких — глубоко лиричен?
Во всех строфах этого стихотворения поэт размышляет о прошлом. И в каждой из них есть и серьезное раздумье, и лирическое чувство, и отчасти ирония. И трудно обозначить слова, которые были бы, например, только ироничны. Так обычно расценивают строфу шестую:
В минном поле прошлого копаться — Лучше без ошибок, потому Что на минном поле ошибаться Просто абсолютно ни к чему.
В этой строфе активно используется просторечье, она шутлива по манере повествования, но никак не лишена и других качеств, о которых идет речь.
В чем вы видите особенности ритмики стихотворения? Чем отличен ритмический строй стихов в четных и нечетных строфах стихотворения? Почему поэт так часто сочетает в своих стихотворениях и песнях строфы, написанные разными стихотворными размерами?
Ритмика стихотворения необычна. Поэт чередует пятистрочные и четырехстрочные строфы, меняя в них также и ритм. И такая замена часто повторяется в стихах поэта.