В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века…». В чем вы видите особенности ритмики сти­хотворения?

Характеризуя прошлое, поэт искусно исполь­зует сравнения и метафоры. Как они передают от­ношение автора стихотворения к прошлому? Об­ратите внимание на то, что слово «прошлое» поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая но­вый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихо­творения? Как соотносится с этими строфами эпи­граф?

Художественные приемы показывают отношение поэта к прошлому. Прошлое — это и глубокий колодец, и глиняный со­суд, и старый клад, и минное поле. И че­тыре завершающие строфы стихотворе­ния (с пятой по восьмую) развертывают метафору, перекликаясь с эпиграфом сти­хотворения. Мощный заряд этой метафо­ры отчетливо доказывает то, что прошлое подготавливает настоящее.

Как передано в стихотворении отношение людей к прошлому? Почему к прошлому, по мыс­ли поэта, нужно относиться осторожно, избегать ошибок?

Отношение к прошлому подчеркнуто двукратным повторением слова осторож­но во второй строфе:

Осторожно с прошлым, осторожно…

И это важно, потому что прошлое хра­нит в себе «Забытые заржавленные ми­ны», которые могут взорваться в любой момент. Сегодняшний день тесно, даже неразрывно связан с прошлым. Именно поэтому половина стихотворения (четыре строфы из восьми) повествует о «минном поле прошлого».

Как вы понимаете метафоры — «прошлое лежит», «поток годов», «в толще лет»? Как они до­полняют образ прошлого в стихотворении?

Метафоры поток годов, прошлое ле­жит, в толще лет подчеркивают дви­жение времени, беспрерывность этого движения. Они подчеркивают то обсто­ятельство, что прошлое связано с постоян­ным движением времени.

Поэт признавался, что его стихотворениям и песням присуща «манера что-то сообщать, как-то разговаривать с близкими друзьями». Как вопло­щается такая «манера» в тексте стихотворения? Каким предстает перед читателем поэт, размыш­ляющий о прошлом? В каких словах он серьезен, в каких — ироничен, в каких — глубоко лиричен?

Во всех строфах этого стихотворения поэт размышляет о прошлом. И в каждой из них есть и серьезное раздумье, и лири­ческое чувство, и отчасти ирония. И труд­но обозначить слова, которые были бы, например, только ироничны. Так обычно расценивают строфу шестую:

В минном поле прошлого копаться — Лучше без ошибок, потому Что на минном поле ошибаться Просто абсолютно ни к чему.

В этой строфе активно используется просторечье, она шутлива по манере по­вествования, но никак не лишена и дру­гих качеств, о которых идет речь.

В чем вы видите особенности ритмики сти­хотворения? Чем отличен ритмический строй сти­хов в четных и нечетных строфах стихотворения? Почему поэт так часто сочетает в своих стихотво­рениях и песнях строфы, написанные разными стихотворными размерами?

Ритмика стихотворения необычна. Поэт чередует пятистрочные и четырех­строчные строфы, меняя в них также и ритм. И такая замена часто повторяется в стихах поэта.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.