Какие строки из включенных в раздел стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к «Мотивам былого в лирике поэтов XX века»?
К этому разделу часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: «Тени прошлого», «Старина», «Прапамять», но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: «Минули годы, годы, годы…»; «Пропало славы обветшалой воспоминанье навсегда…».
Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестоматии. Всегда можно расширить выбор, добавляя стихотворения.
Каков масштаб осмысления прошлого поэтами серебряного века?
Русские поэты начала XX века — поэты серебряного века — часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчетливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.
Какое из стихотворений, включенных в раздел, произвело на вас наиболее сильное впечатление? Выучите наизусть это стихотворение и напишите письменный отзыв о нем.
Обычно выбирают стихотворения героического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года». Напряженный ритм этого романтического обращения к героям прошлого часто вызывает эмоциональный отклик у восьмиклассников. Создавая письменный отзыв о нем, обычно отмечают яркость воспроизведения героев прошлого.
Письменный отзыв об этом стихотворении обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голоса, они «цари на каждом бранном поле и на балу».
Они — не просто генералы, а «генералы своей судьбы», юноши, способные подчинить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело! Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотворение.