Светлана Александровна Алексеевич (род. 1948) не могла быть участником или свидетелем военных событий. Тем не менее, ее книга о войне «У войны не женское лицо», опубликованная в 1984 году, стала широко известна во многих странах. Книга написана в жанре документально-художественной прозы. В единую книгу Алексеевич собрала рассказы женщин, прошедших Великую Отечественную войну. В исповедях героинь подтверждается главная мысль книги: война — дело противоестественное, война и женщина — понятия несовместимые. «Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова — сестра, жена, друг и самое высокое — мать… Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь — синонимы», — такими словами начинается книга С. Алексеевич. В процессе работы над книгой Алексеевич несколько лет записывала рассказы женщин, прошедших дорогами войны. В первую очередь, автора-составителя интересовало душевное состояние героинь. Алексеевич позже писала: «… женщины даже по прошествии почти 40 лет сохраняли в памяти большое количество мелочей военного быта, которые мужчины забывали в тот же день. Для женщины, дающей жизнь, — прелесть бытия самоценна, неизбывна даже в кромешном аду».
В конце XX и начале XXI веков книг, рассказывающих о Великой Отечественной войне, публикуется немного. Уходят писатели- фронтовики, свидетели тех огненных событий. Писатели старшего поколения: В.П. Астафьев (роман «Прокляты и убиты», 1992 г., повесть «Веселый солдат», 1998 г.) и В.В. Быков (повесть «Болото», 2001 г., рассказ «На болотной стежке», 2001 г.) в своих последних произведениях по-новому оценивают события Великой Отечественной войны. Появляются произведения, созданные поколением писателей, чье детство совпало с теми трагическими событиями. Среди них следует отметить роман «Генерал и его армия» (1995 г.) Г. Владимова, повесть «Война на море» (1996 г.), романы «Кровь» (1999 г.) и «Диверсант» (2002 г.) А. Азольского; повесть «Ушел солдат» (2004 г.) Л. Бородина.