Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют обычные для былин приемы: повторы («Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…»), постоянные эпитеты (красное золото), восклицания-обращения («Ой вы гой еси…» или «Ах ты гой еси…»).
Былинный герой-богатырь создан народной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные. Тут возможны некоторые вольности и неточности, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участниками.
Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?
Песня «Правеж» рассказывает о справедливом суде Ивана Грозного; песня «Петра I узнают в шведском городе» описывает «разведку» царя в столице враждебного ему государства.
Можно пересказать каждую из них, обязательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. «Правеж» воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более занимательная для пересказа история: есть завязка — описание сборов для тайной поездки в чужие земли, сами странствия по «Стекольному государству», узнавание царя, успешное его бегство от преследователей.
Все эти этапы нужно передать как можно ближе к тексту песни. Кульминация — успешная разведка Петра I: «Не купчинушка по городу гуляет». Здесь использован характерный для фольклора оборот — отрицательное сравнение.
Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).
Для выразительного чтения можно подготовить не всю песню, а один из ее фрагментов.
Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображающий бегство Петра I от преследователей.
Можно начать со слов: «Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…» — и до конца песни.
В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестьянину, к матросам и солдатам на судне и «погони» к царю. Весь эпизод должен читаться стремительно, а обращения рассекают его на части и при этом только усиливают темп повествования.