Выразительные художественные средства в стихах Маяковского
В ранних произведениях В. В. Маяковского, приведённых в учебнике-хрестоматии, мы действительно находим развёрнутые метафоры и неологизмы. Например: «я показал на блюдце студня косые скулы океана», «флейта водосточных труб», «смотрите устрицей из раковины вещей», «бабочка поэтиного сердца» (развёрнутые метафоры), «ощетинит ножки стоглавая вошь» (метафора в соединении с гиперболой); «поэтино сердце», «недоку- шанных» (неологизмы). Гипербол в этих стихотворениях мы фактически не находим, кроме одного смешанного случая. Зато часто поэт соединяет в одно предложение слова из разных областей, порождая сочетания-неологизмы: «ощетинит ножки», «шкатулки стихов», «мот и транжир бесценных слов»…
С помошью этих выразительных средств Маяковский достигает сильного эффекта, выбивая читателей и слушателей из привычного ассоциативного ряда, заставляя их воспринимать давно знакомые явления под совершенно неожиданным углом, вскрывающим их более глубокое значение, нежели привычное, «замы- ленное».
Новые рифмы и ритмы понадобились Маяковскому для наибольшего выразительного эффекта. Поэт пытался отобразить стремительно изменяющуюся жизнь, которая уже не вписывалась в привычные схемы и образы. Он считал, что использование обыкновенных художественных средств обеднит описание и недостаточно подчеркнёт новизну нарождающейся жизни.