Характеристика героев по произведению де Мюссе «ИСПОВЕДЬ СЫНА ВЕКА» | ОКТАВ ДЕ Т.

ОКТАВ ДЕ Т.

Октав — молодой человек, который по воле автора превращен в представителя поколения. Представле­ние об эпохе, которое рождало «пассивно-романтичес­кое» сознание, легло в основу романа: «Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило. Не ищите же ни в чем ином разгадки наших страданий». Таким образом, герой Мюссе, провалившись в пустоту настоящего времени, не имеет в себе никаких способ­ностей к сопротивлению. Мюссе резкими красками на­брасывает такой образ «века», который можно считать одним из прообразов того «мира цвета плесени», кото­рый представил в своем творчестве Флобер. Наступил деловой, бездушный век, в котором денежные отноше­ния вытесняют отношения «душевные» и убивают спо­собность к настоящей любви. Октав ведет праздную жизнь в Париже. Деятельность персонажа развертывается вне сферы практической жизни и мыслима только в сфере интимно-семейных отношений, в сфере отно­шений с его возлюбленными. Отношения эти носят печать «болезни века». В начале — иллюзии, жизнь в мире мечты, убежденность, что «любовь — основа ми­ра». Затем приходит отрезвление, тяжелейшее разо­чарование и в любимой женщине, и в друге. Измена любовницы причинила Октаву тяжелую душевную рану. Под влиянием своего друга Дежене он опускается до многочисленных, ничего не значащих любовных свя­зей. Октав впадает в болезненное состояние, ведь для не­го разрушена «основа мира». Любимая и друг оказа­лись коварными, неверными, лживыми существами. Октав впадает в безумное отчаяние, неверие, разочарование. Он испытывает безумную злость ко всему окружаю­щему. Это и есть «болезнь века». Герой становится до крайности экзальтированным, живет лишь эмоцио­нальными порывами, слезы льются из него беспре­рывно. Вдобавок Октав становится настоящим дьяволом, олицетворением зла. Он — сама злость, и эта злость знаменует собой наступление бесчеловечной, бес­смысленной, бесперспективной эпохи — XIX века — в понимании Мюссе. После смерти отца Октав возвраща­ется в родную провинцию, где влюбляется в молодую вдову Бригитту Пирсон. Между ними возникают сложные и бурные отношения, наполненные много­численными размолвками, ревностью Октава к возлюбленной. Октав то готов отпустить от себя Бригитту, то поры­вается ее убить. Октав весь состоит из противоречий, ме­таний и страстей. В финале, готовясь совершить убийство Бригитты, он обращается к Богу, но это об­ращение и его бессильно опустившаяся рука с кинжа­лом — результат случайного порыва. Увиденный Октавом крест на груди спящей возлюбленной спасает ее от смерти. В том, как Мюссе изображает «болезнь» Октава, заключено нечто роковое, извечное. Однажды разоча­ровавшись, он неудержимо катится навстречу злу, хо­тя ничто не может оправдать такую эволюцию героя. Октав избегает ответственности за судьбу любимой, кото­рая относится к нему с почти материнской нежнос­тью. Тем не менее, в финале романа он обнаруживает в себе способность к высоким чувствам, к высокой мо­рали самопожертвования.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.