ОКТАВ ДЕ Т.
Октав — молодой человек, который по воле автора превращен в представителя поколения. Представление об эпохе, которое рождало «пассивно-романтическое» сознание, легло в основу романа: «Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило. Не ищите же ни в чем ином разгадки наших страданий». Таким образом, герой Мюссе, провалившись в пустоту настоящего времени, не имеет в себе никаких способностей к сопротивлению. Мюссе резкими красками набрасывает такой образ «века», который можно считать одним из прообразов того «мира цвета плесени», который представил в своем творчестве Флобер. Наступил деловой, бездушный век, в котором денежные отношения вытесняют отношения «душевные» и убивают способность к настоящей любви. Октав ведет праздную жизнь в Париже. Деятельность персонажа развертывается вне сферы практической жизни и мыслима только в сфере интимно-семейных отношений, в сфере отношений с его возлюбленными. Отношения эти носят печать «болезни века». В начале — иллюзии, жизнь в мире мечты, убежденность, что «любовь — основа мира». Затем приходит отрезвление, тяжелейшее разочарование и в любимой женщине, и в друге. Измена любовницы причинила Октаву тяжелую душевную рану. Под влиянием своего друга Дежене он опускается до многочисленных, ничего не значащих любовных связей. Октав впадает в болезненное состояние, ведь для него разрушена «основа мира». Любимая и друг оказались коварными, неверными, лживыми существами. Октав впадает в безумное отчаяние, неверие, разочарование. Он испытывает безумную злость ко всему окружающему. Это и есть «болезнь века». Герой становится до крайности экзальтированным, живет лишь эмоциональными порывами, слезы льются из него беспрерывно. Вдобавок Октав становится настоящим дьяволом, олицетворением зла. Он — сама злость, и эта злость знаменует собой наступление бесчеловечной, бессмысленной, бесперспективной эпохи — XIX века — в понимании Мюссе. После смерти отца Октав возвращается в родную провинцию, где влюбляется в молодую вдову Бригитту Пирсон. Между ними возникают сложные и бурные отношения, наполненные многочисленными размолвками, ревностью Октава к возлюбленной. Октав то готов отпустить от себя Бригитту, то порывается ее убить. Октав весь состоит из противоречий, метаний и страстей. В финале, готовясь совершить убийство Бригитты, он обращается к Богу, но это обращение и его бессильно опустившаяся рука с кинжалом — результат случайного порыва. Увиденный Октавом крест на груди спящей возлюбленной спасает ее от смерти. В том, как Мюссе изображает «болезнь» Октава, заключено нечто роковое, извечное. Однажды разочаровавшись, он неудержимо катится навстречу злу, хотя ничто не может оправдать такую эволюцию героя. Октав избегает ответственности за судьбу любимой, которая относится к нему с почти материнской нежностью. Тем не менее, в финале романа он обнаруживает в себе способность к высоким чувствам, к высокой морали самопожертвования.