ЭММА БОВАРИ
Эмма Бовари (Эмма Руо) — дочь зажиточного крестьянина с фермы Берто, жена доктора Шарля Бовари. Супружеская пара приезжает в маленький провинциальный город Ионвиль. Эмма, получившая воспитание в монастыре, отличается романтическим и возвышенным представлением о жизни. Но жизнь оказывается совсем иной. Муж ее — обыкновенный провинциальный лекарь, недалекий в умственном отношении человек, «разговоры которого были плоски, как уличная панель». Это становится причиной того, что Эмма бросается на поиски любовных романтических приключений. Ее любовники — Родольф Буланже и клерк Леон Дюпюи — пошляки, эгоисты, бросающие Эмму ради личных выгод. Эмма убеждается, что жизнь полна разочарований, счастье, о котором она мечтала, иллюзорно. И когда к ее тяжелым моральным страданиям присоединяются и материальные затруднения (Эмма попадает в денежную зависимость, обратившись к ростовщику Лере; она доходит до разорения и со страхом ожидает обвинения в супружеской неверности), флоберовская героиня кончает жизнь самоубийством.
Причина гибели Эммы заключается не только в разладе между мечтой и действительностью, но и обусловлена той гнетущей буржуазной средой, в которой живут персонажи Флобера. Образ главной героини романа сложен и противоречив. Монастырское образование и косное мещанское окружение обусловили ограниченность ее кругозора. С одной стороны, она, стремящаяся быть похожей одновременно и на героиню романтических произведений, и на парижскую кокотку, — плохая жена, плохая мать и плохая дочь. Но с другой стороны, она единственная, кто недоволен окружающей ее жизнью. Она не только обманывает других, но и сама оказывается обманутой. Судьба этой женщины глубоко трагична. Эмма — жертва буржуазного общества, которое не дало ей возможности раскрыть свои дарования. Удел ее характерен для многих женщин капиталистического мира, превращенных в «куколок», изолированных от общественной и трудовой жизни. Сам автор, по преданию, сказал знаменитую фразу: «Эмма — это я». Флобер, желая подчеркнуть типичность Эммы, писал в одном из своих писем: «…наверное, моя бедная Бовари в это самое мгновение страдает и плачет в двадцати французских селениях одновременно». Однако авторское сочувствие не помешало Флоберу дать реальную оценку героини, которая была не только страдающей женщиной, но и тщеславной мещанкой: «Это натура в известной мере испорченная, женщина с извращенными представлениями о поэзии и с извращенными чувствами».