ФРЕДЕРИК МОРО
Фредерик Моро — главный герой романа. Моро лишен энергии и предприимчивости. Сын провинциальных буржуа, он бездеятелен, пассивен, склонен к мечтательности. С образом Моро в роман входит тема, связанная с показом измельчания чувств и падения нравов, обусловленных деградацией буржуазного общества. По словам Флобера, Моро оказался человеком «праздного ума и бездействия». Фредерик Моро пытается утвердить себя в Париже. Восемнадцатилетним студентом он знакомится с торговцем художественными изделиями Жаком Арну и влюбляется в его жену. Любовь остается платонической до конца романа и ничего, кроме страданий, Моро не приносит: госпожа Арну чувствует к молодому человеку симпатию, но не желает изменять своему мужу. Моро, как и героиня романа «Госпожа Бовари», бросается в водоворот любовных приключений. Сначала он заводит связь с любовницей господина Арну, куртизанкой Розеттой, затем — с женой богатого промышленника госпожой Дамбрез. В итоге он порывает с обеими любовницами.
Флобер рассказывает о судьбе молодого человека, который проходит школу воспитания чувств в напряженной политической обстановке, связанной с революцией 1848 года во Франции. Частная жизнь Моро тесно переплетается с историческими событиями накануне и во время этой революции. Писатель поставил в прямую связь жизнь главного героя с общественно-политическими проблемами того времени. С историей «сентиментального воспитания» Моро переплетается история его неудавшейся карьеры. Моро хочет быть то художником, то писателем в духе Вальтера Скотта. Некоторое время герой изучает право в Сорбонне, но, получив наследство, окунается в светскую жизнь. Однако все попытки заняться какой-либо деятельностью: стать сотрудником банкира Дамбреза в коммерческих делах, основать политическую газету, заняться политикой и выставить свою кандидатуру на выборах в парламент — не приносят желаемого результата. Бездеятельный, нерешительный Моро не в состоянии осуществить ни одного своего замысла. Моро разрывается между мечтами о славе, соблазнами света и платонической любовью к госпоже Арну.
Фредерик Моро продолжает галерею образов молодых людей Бальзака. В флоберовском романе тоже проходит тема утраченных иллюзий, но решается она в новых исторических условиях. Фредерик Моро — романтический герой, во многом схожий с Эммой Бовари. Только диапазон бытового их окружения различен. В романе «Госпожа Бовари» изображен быт провинциального захолустья, а в «Воспитании чувств» — описан водоворот парижской жизни в годы политического кризиса. И здесь и там происходит снижение и измельчение романтического образа.