МУРР
Кот Мурр — антипод Крейслера и одновременно его же пародийная параллель. Мурр отличается от обычных филистеров, героев произведений Гофмана. Ему не чуждо романтическое восприятие и творчество. Он обладает богатым воображением, способен глубоко чувствовать и переживать, быть преданным своим друзьям, остро реагировать на несправедливость, на неудачу в любви. Вначале Мурр наивен и беспомощен в житейских ситуациях. Его первый «выход в мир» приводит к разочарованию в этом мире, «исполненном лицемерия и обмана».
Однако вскоре Мурр убеждается, что стремление к необыкновенному лишает многих жизненных радостей, приносит только тревоги, и отрекается от «свободного духа» ради «бренного мира», жертвует идеалами, предпочтя им покой и прочное положение. «Слаба кошачья плоть: самые благие, самые великолепные намерения разлетались в прах от сладкого запаха молочной каши». Если раньше его натура восставала против сословных различий, пресмыкательства и «пренебрежения чувством собственного достоинства», то теперь кот начинает признавать «существование более знатного сословия» и ставит перед собой цель приобщиться к «высшей светской культуре». Эту «культуру» представляют друг Мурра пудель Понто и его хозяин, совершенное ничтожество барон фон Випп. Таким образом, в Мурре исчезает романтическое начало, торжествует обывательское сознание, хотя он и прикрывается фразами в духе возвышенного романтического стиля.