ДОН КИХОТ
В центре повествования романа — похождения бедного идальго Алонсо Киханы, который, начитавшись рыцарских романов, отправляется совершать подвиги во имя справедливости и защищать слабых, назвав себя Дон Кихотом Ламанчским или Рыцарем Печального Образа. Из-за безумия, вызванного чтением его любимых романов, Дон Кихот не понимает происходящего вокруг и тщетно пытается исправить пороки и недостатки своих современников. Он считает, что всякое промедление с его стороны может пагубно отозваться на человеческом роде: сколько беззаконий предстоит ему устранить, «сколько кривды выпрямить, несправедливостей загладить, злоупотреблений искоренить, сколько обездоленных удовлетворить».
Дон Кихот стремится служить людям во имя справедливости и человеколюбия, однако действует он зачастую вопреки здравому смыслу. Ветряные мельницы Дон Кихот принимает за коварных великанов, постоялый двор кажется ему замком, а стадо баранов — вражеским войском. Намерения славного идальго зачастую не совпадают с пагубными последствиями его поступков. Несчастный пастушок Андрес, которого рыцарь спас от побоев хозяина, проклинает его за то, что потом ему досталось еще больше и больнее, справедливы претензии к нему владельца бурдюков с вином, принятых Доном Кихотом за разбойников и уничтоженных им, а также жалобы владельца отнятого таза-шлема. Однако чаще люди осуждают его просто потому, что он не похож на них, что он не приспосабливается к установившимся порядкам, что он бескорыстен и честен. Особенно ярко любовь Дона Кихота к справедливости, стремление к добру, вера в человека раскрываются в тех поучениях, которые он дает Санчо Пансе перед его отъездом на губернаторство: «Пусть слезы бедняка вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше сострадания, чем жалобы богача».
Дон Кихот наделен в романе безусловно комическими чертами: ветхие доспехи, картонный шлем, костлявая кляча Росинант, пропахшая луком крестьянка в роли дамы сердца. Однако этот комизм автор использует, чтобы высказать одобрение. Ведь за всей этой комичностью кроется благородство и бескорыстие поступков и стремлений, кроется большое сердце, полное любви к людям.
Перед смертью благородный идальго отрекается от заветов рыцарства, отказывается от имени Дона Кихота и становится прежним Алонсо Киханой Добрым. Это не разочарование и не отречение, это, скорее, приближение к реальной жизни, которого ему не хватало на протяжении всех странствий, а также утверждение доброты как смысла жизни и не только рыцарского, а общечеловеческого идеала. «…Я знаю, — говорит Дон Кихот, — что стезя добродетели весьма узка, а стезя порока широка и просторна, а также знаю, что цели их и пределы различны, ибо путь порока, широко раскинувшийся и просторный, кончается смертью, а путь же добродетели, тесный и утомительный, кончается жизнью, но не тою жизнью, которая сама рано или поздно кончается, а тою, которой не будет конца»…
Устами Дона Кихота Сервантес высказал гуманистические мысли о естественном равенстве и правах всех людей, о личной свободе.