Характеристика героев по произведению Сервантеса «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ» | ДОН КИХОТ

ДОН КИХОТ

В центре повествования романа — похождения бедного идальго Алонсо Киханы, который, начитав­шись рыцарских романов, отправляется совершать по­двиги во имя справедливости и защищать слабых, на­звав себя Дон Кихотом Ламанчским или Рыцарем Пе­чального Образа. Из-за безумия, вызванного чтением его любимых романов, Дон Кихот не понимает происходяще­го вокруг и тщетно пытается исправить пороки и недо­статки своих современников. Он считает, что всякое промедление с его стороны может пагубно отозваться на человеческом роде: сколько беззаконий предстоит ему устранить, «сколько кривды выпрямить, неспра­ведливостей загладить, злоупотреблений искоренить, сколько обездоленных удовлетворить».

Дон Кихот стремится служить людям во имя справедли­вости и человеколюбия, однако действует он зачастую вопреки здравому смыслу. Ветряные мельницы Дон Кихот принимает за коварных великанов, постоялый двор ка­жется ему замком, а стадо баранов — вражеским вой­ском. Намерения славного идальго зачастую не совпа­дают с пагубными последствиями его поступков. Не­счастный пастушок Андрес, которого рыцарь спас от побоев хозяина, проклинает его за то, что потом ему досталось еще больше и больнее, справедливы претен­зии к нему владельца бурдюков с вином, принятых Доном Кихотом за разбойников и уничтоженных им, а также жа­лобы владельца отнятого таза-шлема. Однако чаще люди осуждают его просто потому, что он не похож на них, что он не приспосабливается к установившимся порядкам, что он бескорыстен и честен. Особенно ярко любовь Дона Кихота к справедливости, стремление к добру, вера в человека раскрываются в тех поучениях, кото­рые он дает Санчо Пансе перед его отъездом на губер­наторство: «Пусть слезы бедняка вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше со­страдания, чем жалобы богача».

Дон Кихот наделен в романе безусловно комическими чер­тами: ветхие доспехи, картонный шлем, костлявая кляча Росинант, пропахшая луком крестьянка в роли дамы сердца. Однако этот комизм автор использует, чтобы вы­сказать одобрение. Ведь за всей этой комичностью кро­ется благородство и бескорыстие поступков и стремле­ний, кроется большое сердце, полное любви к людям.

Перед смертью благородный идальго отрекается от заветов рыцарства, отказывается от имени Дона Кихота и ста­новится прежним Алонсо Киханой Добрым. Это не ра­зочарование и не отречение, это, скорее, приближение к реальной жизни, которого ему не хватало на протя­жении всех странствий, а также утверждение доброты как смысла жизни и не только рыцарского, а общече­ловеческого идеала. «…Я знаю, — говорит Дон Кихот, — что стезя добродетели весьма узка, а стезя порока широка и просторна, а также знаю, что цели их и пределы различны, ибо путь порока, широко раскинувшийся и просторный, кончается смертью, а путь же доброде­тели, тесный и утомительный, кончается жизнью, но не тою жизнью, которая сама рано или поздно кон­чается, а тою, которой не будет конца»…

Устами Дона Кихота Сервантес высказал гуманистичес­кие мысли о естественном равенстве и правах всех людей, о личной свободе.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.