РЕБЕККА (БЕККИ) ШАРП
Ребекка Шарп — самая яркая фигура в толпе разноликих персонажей романа. Теккерей не создает ни одной истинно широкой натуры, духовно возвышенной и значительной, потому что такая среда, такая нравственная атмосфера, которую описывает автор в романе, не может дать героической личности. Тем не менее, Ребекка Шарп остается лицом незаурядным и значительным. Из всех персонажей она заслуживает более пристального внимания. Ребекка умна, остроумна, артистична, обаятельна, полна энергии, деятельна, обладает твердостью духа, решимостью, силой воли. В начале романа Ребекка — выпускница пансиона мисс Пинкертон, напыщенной, чванливой и тщеславной женщины. Юная сирота Ребекка, дочь неимущих родителей, — одаренного, но беспечного и спившегося художника и заурядной танцовщицы, с горечью сознает, что у нее нет никаких средств к существованию. Гордая девушка, уязвленная своим бедственным положением, не случайно думает о больших деньгах, о знатном или видном положении, мечтает оказаться в высшем свете, чтобы иметь тщеславное удовольствие на все и всех смотреть сверху вниз. Ребекка с радостью принимает приглашение подруги по пансиону — Эмилии Седли погостить в доме ее богатых родителей. Эмилии не приходится задумываться о будущем. Миллионер Джон Седли обеспечит дочери далеко не бедное существование. Ребекка начинает свою борьбу за место под солнцем. Но в своих устремлениях и в выборе средств для самоутверждения героиня романа легко пренебрегает нравственностью, высокими понятиями и человеческими чувствами. Все достоинства: обаяние, ум, воля — используются для достижения эгоистической суетной цели. Уж кто-кто, полагает Ребекка, а она своего шанса не упустит, т. е. обзаведется состоятельным мужем и будет вести беззаботный светский образ жизни. Удобный случай предоставляется ей в доме подруги. Приезжает из Индии Джозеф Седли, брат Эмилии. Богатый колониальный чиновник, холостяк, — вполне приемлемая кандидатура для Ребекки Она пускает в ход все свои чары. Джозеф увлекается ею, но в последний момент ускользает из расставленных сетей. После неудачной попытки выйти замуж за Джозефа Ребекка уезжает в провинцию и поступает гувернанткой в дом баронета Питта Кроули. Вскоре она подыскивает на роль мужа подходящего кандидата: младшего отпрыска баронета Родона Кроули, у которого «сильные желания» и «карликовый мозг». Однако Ребекка недовольна этим браком. Ее больше привлекает аристократ лорд Стайн, на которого героиня возлагает большие надежды. Но ее покровитель умирает от потрясения, каким явилось для него французская революция 1830 года. Ребекка с повадками откровенной хищницы продолжает поиски нужных связей и нужных лиц. Теккерей подчеркивает, что она поступает так, как было принято в том обществе, куда она так жаждала попасть. Она даже не думает каяться в своих грехах. Ребекка рассуждает про себя: «Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч в год». Автор разоблачает свою героиню, уличает ее во лжи. Ребекка говорит, что и она «могла бы возится в детской», если бы была материально обеспечена. Нет, не могла бы. Жизнь предоставит ей такую возможность. У Ребекки появятся деньги, милейший ребенок, мальчик Родон, отличная детская, но возиться в ней она не захочет, не сможет, это чуждо ее натуре. «Добрые мысли и тихие удовольствия были противны миссис Бекки: они раздражали ее; она ненавидела людей, которым они нравились; она терпеть не могла детей и тех, кто любит их». С одной стороны — Ребекка мила и очаровательна, это «добродушное и милое создание»; но с другой — это «вероломный друг и вероломная жена», «злая, дурная женщина», способная «лгать без зазрения совести» и «извлекать пользу из всего решительно». Ребекка Шарп заплатила за свое авантюристическое поведение полным крушением тщеславных надежд. Ей самой, когда она задумывается о своей долгой жизни, эта жизнь представляется «унылой, жалкой, одинокой и неудачной». Ребекка сама виновата в крушении того, что было завоевано ценой ее огромных усилий. Все это рушится из-за ее же капризов и вздорных поступков. Но Ребекку легко преодолевает минутное желание покончить с собой, потому что у нее слишком жизнелюбивый характер, героиня вся устремлена к яркой, красочной жизни. Продолжая двигаться в однажды избранном ею направлении, продолжая действовать привычными для нее средствами, Ребекка опускается все ниже и ниже. В конце романа она обретается в курортных городках, занимаясь благотворительностью, усердно посещая церковь. Ребекка приняла новый облик, оставаясь той же самой на той же самой «ярмарке житейской суеты». Ребекка Шарп — это английский вариант героя буржуазной эпохи, героя карьериста, пришедшего в мир без аристократических родственных связей, без материальной поддержки, без каких- либо средств к существованию. Этот образ сродни образам Растиньяка и Жюльена Сореля.