ЖАННА Д’АРК
Жанна д’Арк — героиня пьесы. С одной стороны — это кроткая дева-воительница, с другой — «чумазая колдунья, дурочка, кретинка, авантюристка», — как называет Жанну граф Варвик. Однако граф сравнивает ее и с «маленьким жаворонком, неподвижно летящим в воздухе, в то время как в него целится стрелок». Финал истории Жанны давно известен, гибель героини является неоспоримым фактом. Судьи дают ей возможность лишь «поиграть» в жизнь, собравшись для свершения казни. Но тем самым чрезвычайно усиливается эмоциональное воздействие пьесы, лучше воспринимается происходящее, что помогает оценке героини. Ануй утверждает красоту и величие Жанны. Чудо, по мнению автора пьесы, — это человек. Ануй стремится очеловечить историю девы-воительницы, снять с нее напластование легенд, ореол мученицы. Предоставив героине слово, он сразу же раскрывает внутреннюю сущность Жанны. Как умна и спокойна эта «девчушка»! Простая, наивная, и в то же время — стойкая, мужественная. Жанна представляет собой опровержение церковных чудес, опровержение церковной догматики, согласно которой человек греховен, а совершенством обладает одно лишь божество. Простодушный рассказ Жанны вызывает поэтому целую бурю страстей, ожесточенную схватку человечности с церковной казуистикой, прагматизмом политиканов, иронически и сатирически сниженных в этой схватке. Однако Жанна одинока, как Антигона — героиня другой пьесы Ануя, одинока, как все его герои. Даже подвиг Жанны во имя Франции не выводит ее из состояния одиночества. Все оставляют Жанну, ибо лишь ей дано быть верной себе. И все же при всей близости Жанны Антигоне, она — Жанна д’Арк. Ее имя неразрывно связано с великой целью, вдохновившей Жанну на подвиги.