ОЛДЕН ПАЙЛ
Олден Пайл — один из центральных персонажей романа, молодой сотрудник американского посольства в Сайгоне по экономическим вопросам, антагонист английского журналиста Фаулера. Пайл из хорошей обеспеченной семьи. Образ мыслей Пайла и его манера поведения типичны для своего времени, когда шла острая идеологическая борьба между государствами разных политических строев. Для героя нет ничего «своего», личного, неповторимого. Все свои мысли и чувства он проверяет по выработанному эталону понятий, пытается их соотнести с некими навсегда выработанными правилами. События, происходящие во Вьетнаме, он воспринимает как большинство других «тихих американцев», т. е. предпочитает официальную версию своего правительства, согласен с политическими комментариями. Любовные отношение — повод, чтобы поразмышлять и сопоставить их с выводами статистики Кинси. Пайл не обременен моралью. Не задумываясь над нравственной стороной своего поступка, он уводит девушку у Фаулера, мотивируя это тем, что ей с ним будет лучше, обещая на ней жениться и обеспечить положение в обществе. Фаулер, этот усталый, душевно опустошенный человек, проработавший в Сайгоне немало времени и не имевший ничего лучшего, чем эта работа, искренне влюбляется во вьетнамскую девушку Фуонг. Но Пайл уводит Фуонг. Не только личная драма, но и профессиональная наблюдательность, интуиция помогают Фаулеру разглядеть в Пайле носителя агрессии. Фаулер упрекает себя за то, что раньше не разглядел «этот фанатический блеск в его глазах, не понял, как гипнотизируют его слова, магические числа: пятая колонна, третья сила, второе пришествие». Фаулер, стремившийся всю жизнь быть сторонним наблюдателем и сообщать в газеты только факты, не высказывая к ним своего отношения, решает вмешаться в ход событий. Его глубоко возмутила и поразила готовность Пайла помогать насаждению «демократии» (в американском понимании слова), в которой американец видел «спасение» этой страны. Фаулер пытается переубедить Пайла: «Эта ваша третья сила — это все книжные выдумки, не больше. Генерал Тхе просто головорез с двумя-тремя тысячами солдат, никакая это не третья демократия». Но Пайл глух к подобным обращениям. Споры ни к чему не приводят. Более того, «тихий американец» организует взрыв на площади, в результате которого гибнут ни в чем не повинные люди: женщины, дети. И Фаулер решает выдать американца вьетнамским партизанам, несмотря на воспоминание о добром поступке Пайла: во время нападения вьетнамских партизан он спас журналиста от смерти, перетащив его в безопасное место. Но одно доброе дело не может зачеркнуть чудовищный поступок Пайла «Вы бы на него посмотрели… Он стоял там и говорил, что все это печальное недоразумение, что должен был состояться парад…» — говорит Фаулер. Для него уже все решено: после смерти Пайла он остается во Вьетнаме, «этой честной», но нищей стране. Г. Грин с сочувствием изображает вьетнамский народ, вьетнамских коммунистов (Хен) и с неприязнью относится к людям, подобным Пайлу, — американским дипломатам, которые начинали свои провокационные действия во Вьетнаме.