Характеристика героев по произведению Грэма Грина «ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ» | ОЛДЕН ПАЙЛ

ОЛДЕН ПАЙЛ

Олден Пайл — один из центральных персонажей рома­на, молодой сотрудник американского посольства в Сайгоне по экономическим вопросам, антагонист ан­глийского журналиста Фаулера. Пайл из хорошей обес­печенной семьи. Образ мыслей Пайла и его манера пове­дения типичны для своего времени, когда шла острая идеологическая борьба между государствами разных политических строев. Для героя нет ничего «своего», личного, неповторимого. Все свои мысли и чувства он проверяет по выработанному эталону понятий, пыта­ется их соотнести с некими навсегда выработанными правилами. События, происходящие во Вьетнаме, он воспринимает как большинство других «тихих аме­риканцев», т. е. предпочитает официальную версию своего правительства, согласен с политическими ком­ментариями. Любовные отношение — повод, чтобы поразмышлять и сопоставить их с выводами статис­тики Кинси. Пайл не обременен моралью. Не задумыва­ясь над нравственной стороной своего поступка, он уводит девушку у Фаулера, мотивируя это тем, что ей с ним будет лучше, обещая на ней жениться и обеспечить положение в обществе. Фаулер, этот усталый, душевно опустошенный человек, прорабо­тавший в Сайгоне немало времени и не имевший ни­чего лучшего, чем эта работа, искренне влюбляется во вьетнамскую девушку Фуонг. Но Пайл уводит Фуонг. Не только личная драма, но и профессиональная на­блюдательность, интуиция помогают Фаулеру раз­глядеть в Пайле носителя агрессии. Фаулер упрекает се­бя за то, что раньше не разглядел «этот фанатичес­кий блеск в его глазах, не понял, как гипнотизируют его слова, магические числа: пятая колонна, третья сила, второе пришествие». Фаулер, стремившийся всю жизнь быть сторонним наблюдателем и сообщать в газеты только факты, не высказывая к ним своего отношения, решает вмешаться в ход событий. Его глубоко возмутила и поразила готовность Пайла помогать насаждению «демократии» (в американском понима­нии слова), в которой американец видел «спасение» этой страны. Фаулер пытается переубедить Пайла: «Эта ваша третья сила — это все книжные выдумки, не больше. Генерал Тхе просто головорез с двумя-тремя тысячами солдат, никакая это не третья демо­кратия». Но Пайл глух к подобным обращениям. Споры ни к чему не приводят. Более того, «тихий америка­нец» организует взрыв на площади, в результате ко­торого гибнут ни в чем не повинные люди: женщины, дети. И Фаулер решает выдать американца вьетнам­ским партизанам, несмотря на воспоминание о доб­ром поступке Пайла: во время нападения вьетнамских партизан он спас журналиста от смерти, перетащив его в безопасное место. Но одно доброе дело не мо­жет зачеркнуть чудовищный поступок Пайла «Вы бы на него посмотрели… Он стоял там и говорил, что все это печальное недоразумение, что должен был состо­яться парад…» — говорит Фаулер. Для него уже все решено: после смерти Пайла он остается во Вьетнаме, «этой честной», но нищей стране. Г. Грин с сочувст­вием изображает вьетнамский народ, вьетнамских коммунистов (Хен) и с неприязнью относится к лю­дям, подобным Пайлу, — американским дипломатам, ко­торые начинали свои провокационные действия во Вьетнаме.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.