МЕДЕЯ
Медея — центральный персонаж одноименной трагедии. Медея вместе со своим мужем Ясоном и двумя детьми находится в изгнании в Коринфе после убийства фессалийского царя Пелия. Ясон намерен оставить Медею и жениться на Главке, дочери коринфского царя Креонта. Не желая стать посмешищем, дочь колхидского царя и внучка Гелиоса Медея грозит жестоко отомстить обидчикам. Креонт, зная, как сильны чары волшебницы Медеи, обеспокоен судьбой дочери. Он намерен отослать Медею и ее детей из Коринфа. Медея просит его позволить ей остаться еще на день, якобы для того, чтобы устроить судьбу детей, сама же обдумывает план мщения. Ясон, пытаясь оправдаться, говорит Медее, что женится на Главке ради блага их детей, которые будут расти в царской семье и найдут опору в братьях, если у него будут дети от нового брака. Медея укрепляется в своем желании отомстить человеку, которого спасла, которому помогла добыть золотое руно, ради любви к которому забыла свою семью и покинула родину.
В Коринфе происходит встреча Медеи и афинского царя Эгея, возвращающегося от дельфийского оракула, куда он совершал путешествие, чтобы узнать о причинах своей бездетности. Услышав рассказ о горе Медеи, Эгей предлагает ей приют в Афинах. Обеспечив себе будущее, Медея придумывает план отмщения. Она решает убить собственных детей, понимая, что это нанесет их отцу неизлечимую рану. Медея притворяется покорной, инсценирует примирение с Ясоном, упрашивает его оставить детей с нею, затем посылает их с подарками для царевны — отравленным пеплосом (плащом) и венцом. Царевна надевает их и в страшных муках умирает. Креонт спешит ей на помощь, обнимает умирающую дочь, отравленная одежда прилипает и к его телу, и он погибает от смертоносного дара.
Медея же убивает вернувшихся домой детей и на волшебной колеснице ускользает с их телами от потрясенного горем Ясона. Тот молит оставить ему хотя бы тела сыновей, чтобы он мог их похоронить, но даже этого утешения не оставляет ему Медея.
Главной чертой характера Медеи является ее неукротимый дух и необузданный темперамент, который гипертрофирует ее жестокость. Хор, комментируя происходящее, рассказывает, что известно только об одном подобном поступке греческой женщины — несчастная Ино некогда тоже убила своих детей, но она сделала это в припадке безумия.
Главный антагонизм трагедии — между Ясоном и Медеей Вначале обманутая женщина выступает в роли жертвы, пассивно принимающей обрушившиеся на нее бедствия: измену, изгнание. Иного выхода, кроме мщения, она не видит. Хор считает желание Медеи отомстить справедливым и даже не возражает против ее замысла убить разлучницу. Но этого Медее кажется мало.
Против убийства детей хор уже настойчиво возражает, тем самым убеждая Медею в том, что она переступит границу мщения и превратит Ясона в жертву жестокого преступления. Хор уже сострадает не ей, а Ясону, у которого отнято все, даже возможность проститься с детьми и похоронить их.