Художественные особенности. Главной отличительной особенностью поэзии Некрасова является ее народность. Она заключается прежде всего в изображении народной среды, социальных противоречий деревенской России, а также в выборе героев из народа в качестве главных героев его творчества. Все это потребовало и новых форм выражения: поэзия Некрасова заговорила языком самого народа. В его стихи входят совершенно неизвестные ранее темы и образы, которые связаны с разнообразными сторонами жизни русского народа — в первую очередь крестьянства. Поэт не боится говорить о повседневных, «непоэтических» явлениях, что вызывает необходимость использовать новый поэтический язык. Новые герои привносят с собой и новую речь: подчас грубую, неблагозвучную, изобилующую разнообразными разговорными формами, просторечиями, диалектизмами. Вот голоса ребятишек из стихотворения «Крестьянские дети»: «Четвертый: А вона на шапке, гляди-тко — часы! — Пятый: Ай, важная штука!». А вот горькие слова матери, потерявшей сына: «И погас он, словно свеченька / Восковая, предъ- иконная…» («Орина, мать солдатская»). В лирике Некрасова возникает своеобразное «многоголосие»: рядом с голосом автора звучат голоса других людей, которые то сливаются, то спорят. Так раздвигается область лирики и она начинает сближаться с эпосом. Эту особенность поэзии Некрасова отметил еще Добролюбов, сказавший, что в нее «врывается эпический элемент».
Вместе с тем раздвигаются и жанровые формы некрасовской поэзии. Много стихов он создает в форме песни — своем излюбленном жанре, приближающемся к подлинно народному творчеству («Тройка», «Огородник», «Зеленый шум», «Песня Еремушке» и другие). В них особенно ярко выделяется ориентация поэта на фольклорные формы изобразительно-выразительных средств: таковы в них многочисленные сравнения, олицетворения, метафоры и эпитеты («русы кудри, как шелковые»; «Как молоком облитые, / Стоят сады вишневые, / Тихохонько шумят»; «кажется, шепчут колосья друг другу» и т.д.). Чаще всего в стихах Некрасова используются трехсложные стихотворные размеры — дактиль и анапест. Они получили название «некрасовские трехсложники». Именно такой размер создает особую напевность, мелодичность стиха и наиболее близок подлинной народной поэзии.
Но есть среди стихов Некрасова и своеобразные стихотворения- рассказы или новеллы («В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Убогая и нарядная»). В жанре обличительной, грозной сатиры написаны стихи «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», в которых едкая ирония и гнев сочетаются со слезами боли и обиды. Диапазон некрасовской поэзии необыкновенно широк, в ней можно найти и совершенно далекие от фольклора формы торжественной, патетической, ораторской речи, присутствующие в жанре декламации — «Родина», «Элегия», «Поэт и гражданин».
«Нам нужен был бы поэт, который бы с красотою Пушкина и силою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова», — мечтал в начале 1860-х годов Добролюбов. Таким поэтом в русской литературе стал Некрасов.