ЗАМАХНУТЬСЯ НА ШЕКСПИРА
Споры о том, существовал ли на самом деле человек с таким именем, разрабатывавший потрясающие в своей масштабности сюжеты и образы, облаченные в свободные драматические формы и ставшие венными, или же это литературная мистификация, не утихают на протяжении нескольких веков вплоть до наших дней. Кто только не замахивался на Уильяма Шекспира! Прекрасно пошутил на тему этой полемики Марк Твен, сказав, что «Шекспир — самый известный из всех никогда не существовавших людей». А истина, как всегда, где-то рядом.
Где же именно? Истина: великие трагедии английского поэта эпохи Возрождения аккумулируют в себе весь продуктивный опыт и знание о человеке, его природе и натуре, его искренних желаниях и корыстных устремлениях. Истина: разнообразие драматических жанров и вариаций, которые предлагает в своем творчестве гениальный мастер, выводит представления о театре на принципиально новые высоты. Истина: независимо от того, был ли реальный Шекспир поэтом, а настоящий поэт — Шекспиром, вторичны по отношению к той художественной модели, которая венчает европейскую драматургию эпохи Возрождения. «Шекспировский театр — это прекрасный ящик редкостей, здесь мировая история, как бы по невидимой нити времени, шествует перед нашими глазами. Его замыслы — это не замыслы в обычном смысле слова. Но все его пьесы вращаются вокруг скрытой точки (которые не увидел и не определил еще ни один философ), где вся своеобычность нашего Я и дерзновенная свобода нашей воли сталкиваются с неизбежным ходом целого», —- к этой исчерпывающей в своей истинности характеристике, сделанной Иоганном Вольфгангом Гёте в статье «Ко дню Шекспира», по существу и нечего добавить, кроме того, что великий немецкий просветитель, не приемлющий оков традиции театра классицизма, с высоты XVIII века воспринял шекспировские открытия в драматургии настоящими откровениями. Да они и были таковыми.
Для человека рубежа XVI-XVII столетий Шекспир обладал тонким ощущением комического, что отразилось уже в его ранних пьесах (особенно ярко — в «Укрощении строптивой»), и уникальным чувством драматизма жизни, которое поэт передавал в своих трагедиях и хрониках (это, безусловно, «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир»). Зрелищные и запоминающиеся сюжеты, заимствованные Шекспиром из легенд Англии, Шотландии и Ирландии, греческой и римской истории и литературы, итальянской новеллы Возрождения, открывали современной ему малообразованной и зачастую неграмотной публике все богатство мировой культуры, заключенное в понятные, динамичные, точные действия и реплики героев. Среди наиболее интересных «заимствований» — история Пирама и Фисбы из «Метаморфоз» Овидия, представшая как «Ромео и Джульетта»; пьеса «Менехмах» Плавта, переработанная в «Комедию ошибок»; новелла «Венецианский мавр» Джанбатисто Чинтио, положенная в основу трагедии «Отелло». В шекспировской драматургии четко конкретизированы психологические мотивы поступков персонажей, за счет чего создается уникальное для театральной условности рассматриваемого периода ощущение жизненности происходящего на сцене. Масштаб внутренних конфликтов — остро противоречивых, чувственных, дерзких — обусловил огромный зрительский интерес к драматургии Шекспира в среде современников, которым поэт посредством мощного художественного импульса смог донести сложный философский комплекс «переходного сознания» от ограниченных средневековых представлений к человеколюбивым идеалам Возрождения. Что говорить, если даже искушенная публика рубежа XX-XXI веков, прошедшая целый ряд «культурологических» стадий развития и имеющая в своем арсенале разномастный театральный опыт, неизбежно возвращается к шекспировской классике?..
Словом, «замахиваться» на Шекспира и воплощать его вечные сюжеты в новых реалиях жизни драматического искусства продолжают. Ведь театра без него быть не может.